Специфика системы образования в Китае – Современные проблемы науки и образования (Научные статьи)

Специфика системы образования в Китае – Современные проблемы науки и образования (Научные статьи)

Особенности образовательной системы Китая в 2021 году

Тенденция развития постиндустриального общества – увеличение количества людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их избытке и нехватке рабочих рук. Как эта проблема решается в Китае? В связи с этим важно изучить систему образования Китая. Цель работы – проанализировать структуру образования в Китайской Народной Республике, чтобы выяснить, насколько она соответствует требованиям времени.

Теоретический анализ педагогической и исторической литературы проводился в аспекте изучаемой проблемы, опыта работы в Хэнаньском университете, интервью с китайскими студентами, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами Челябинского государственного университета. В. Ульянова, учившегося по обмену в Китайской Народной Республике.

Многие страны поддержали Болонский процесс, переход к многоуровневому образованию, системе степеней бакалавра и магистра. Китай не остался в стороне. Однако его система имеет много особенностей, которые отличают ее от других стран. Учебный процесс в Китае основан на планомерном развитии государственного образования. Система образования в Китае на первый взгляд кажется сложной, но на самом деле каждый переход с одного уровня образования на другой позволяет лучше понять способности ученика и направить их в правильном направлении дальнейшего образования (рисунок).

Рисунок 2 Структура образования в КНР

Система образования включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу и старшую школу, университет и докторантуру.

Первый этап – детский сад, посещать который могут дети с 3-х летнего возраста. Существует два типа дошкольного образования: государственное и частное. Важно помнить, что посещение дошкольного учреждения – часть образовательного процесса. Без его присутствия детей не принимают в школу, потому что именно здесь они начинают изучать пиньинь, без которого невозможно освоить китайские священные писания.

После 6 лет дети идут в начальную или среднюю школу, где учатся 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию детского творчества. Они много времени проводят на уроках физкультуры, учатся игре на музыкальных инструментах, совершенствуют свои знания английского и русского языков. Начало занятий в 7.00. Каждое утро все ученики и преподаватели занимаются физическими упражнениями. Тогда из С 8.00 до 12.00 все студенты изучают математику. Обеденный перерыв длится с 12.00 до 13.00, во время которого дети могут вздремнуть, а после дневного перерыва есть еще три урока гуманитарных наук. Затем им нужно сделать домашнее задание и они могут пойти домой до 16:00. После начальной школы ученики переходят в полную среднюю или профессионально-техническую школу, где они проводят 4 года. Уже на этом этапе дети и их родители должны решить, хотят ли они поступить в институт или работать.

Среднее образование разделено на два этапа, каждый из которых состоит из трех лет обучения. Шесть лет начального образования и три года неполного среднего образования являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об обязательном 9-летнем школьном обучении [1]. В районах, где в основном внедрен всеобщее неполное среднее образование, все учащиеся, закончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства [2; 3, стр. 76].

Для поступления в гимназию учащиеся сдают конкурсные вступительные экзамены. Дети, успешно сдавшие вступительные экзамены, учатся на более высоком уровне. Особенность китайского образования в том, что этот уровень платный. Но если студент не сдает экзамены, никакая плата его не спасет. Таким образом, политика Китая в области образования предъявляет строгие требования к знаниям как учащихся, так и подталкивает тех, кто не сможет оплачивать свое образование в будущем. Вторая ступень среднего образования также включает трехлетнее обучение. Некоторые из них представляют собой двухгодичную школу, в которой учащиеся делятся на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессиональных средних школ могут поступать в профессиональные средние школы, обучение в которых обычно длится три года [4, стр. 98]. Ученый О. А. Машкина отмечает, что оба направления решают разные проблемы. Общеобразовательные школы готовят учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, а профессиональные училища дают выпускникам знания, которые позволят им найти работу после окончания учебы [5, стр. 149]. В общей сложности в общеобразовательной средней школе дети учатся 12 лет и за эти годы проходят несколько строгих отборов в виде переходных отборочных экзаменов. На каждом этапе студентов проверяют на предмет их интересов и предрасположенности к различным предметам. Студенты всех учебных заведений Китая очень дисциплинированы. В школе действует строгая политика отсутствия; если ученик пропустит 12 занятий без уважительной причины, он будет исключен из средней школы. По окончании седьмого класса ученики должны сдать итоговый комплексный тест, а те, кто его сдали, поступят в колледж (еще не колледж), что является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата об окончании школы каждый выпускник должен сдать следующие экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в университет каждый студент должен сдать специальный экзамен по установленному правилу [6, стр. 13]. ЕГЭ действует с 1978 г. [7, стр. 202]. Те дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишены возможности учиться в вузах в будущем, их ждет профессиональное училище, где они получат рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ КНР – сформировать кадровый состав профессионального профиля и подготовить его к работе в высших учебных заведениях страны.

Профессиональный профиль делится на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В профессиональных училищах (как и в колледжах Российской Федерации) студенты получают знания по разным профессиям за 4 года. В основном востребованы такие профессии, как инженер топливно-энергетического, литейного, фармацевтического и легкой промышленности. Профессиональные училища готовят обслуживающих и сельскохозяйственных рабочих в течение трех лет.

Читайте также:  Как добраться из аэропорта Стамбула в аэропорт Сабиха Гекчен?

Для поступления в высшие учебные заведения рекомендуются только лучшие выпускники школ. Кандидаты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты имеют свой набор экзаменов и разрабатывают собственные программы. Конкуренция особенно высока в технических университетах, где конкуренция очень высока. На одно место претендуют от 150 до 300 человек. Те, кому посчастливилось попасть в долгожданный университет, не могут себе позволить плохо отдыхать и учиться. В результате реформы управления университетами в 2007 г. действовало 1908 государственных университетов, из которых 443 были комплексными и многопрофильными, 672 – естественными и техническими, а остальные – моноспециализированными [8, с. 200].

Обучение во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Следовательно, отпуск составляет один месяц в феврале и один месяц летом. Занятия в университете начинаются с 8.00 и продлится до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С 18.30 до 21.00 есть различные факультативные курсы, обязательные для всех студентов.

К прогулам в школе относятся серьезно. Три пропуска без уважительной причины становятся основанием для повторного прохождения учебного года. Студент может посещать занятия, но не может сдавать экзамены. Он должен повторить тот же семестр с другими студентами, снова пройти курсы, и только после этого сможет участвовать в сессии. Если студента отчислили из университета, он не имеет права быть восстановленным или учиться в другом университете. Такому студенту нужно только освоиться в профессии рабочего и пойти работать.

Для получения высшего профессионального образования в Китае необходимо пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, после чего выпускники курса после сдачи экзаменов переводятся в университет. Все университеты имеют двухступенчатую систему получения степени бакалавра и магистра. Наиболее талантливых из них рекомендуют университеты для обучения в докторантуре, где они 2-3 года тратят на написание диссертации и получение докторской степени.

Китайские университеты взимают плату за обучение: годовая плата составляет от 700 до 6000 долларов в зависимости от престижа китайских университетов. Оплата производится в юанях. В зависимости от специальности он может составлять от 5 000 до 10 000 юаней. Для рядового гражданина страны это большие деньги, поэтому многие родители берут ссуды в банках на оплату обучения своих детей. Но есть важный факт: если выпускник вуза уезжает в деревню поработать по профессии, банк аннулирует ссуду. Если выпускник занимается предпринимательством и открывает собственное дело, он должен полностью погасить кредит в банке. Также возможно получение субсидии [9, стр. 223]. Это может покрыть часть затрат на обучение. В 1993 г. согласно «Программе реформирования и развития образования» была упразднена система полного обеспечения студентов государством [10, с.64]. У китайских студентов есть поговорка: «Умный студент – богатый студент». Именно отличные студенты получают стипендии и, таким образом, покрывают свои расходы.

Китайские студенты выделяются своей целеустремленностью, дисциплиной и трудолюбием. Они понимают, что только образование может дать им знания, престиж и в будущем хорошо оплачиваемую работу. Государство делает все для студентов: все классы оснащены современным оборудованием, библиотеки имеют электронные версии книг, студенческие библиотеки открыты до 22:00. Общежития расположены в кампусах колледжей и находятся недалеко от того места, где вы учитесь.

Изучение иностранных языков обязательно на всех факультетах. Возрастная шкала обучения в КНР ориентирована от 3 до 45 лет. В каждом университете есть собственное издательство. Статьи преподавателей и студентов публикуются в научных журналах за небольшую плату. В настоящее время образование в Китае стало доступным и для иностранцев. Ежегодно китайское правительство выделяет тысячи стипендий на бесплатное обучение иностранных студентов в своей стране [11, стр. 120].

Учебный процесс начинается с детского сада, где дети впервые изучают китайский язык. За этим периодом следует бесплатное девятилетнее школьное образование. Благодаря этому все дети, независимо от достатка семьи, могут получить общие знания. Следующие шаги профилируются в зависимости от того, выбирает ли студент высшее образование или профессиональный курс. Таким образом, образовательная политика государства направлена ​​на раннюю диагностику профессиональной ориентации студентов. Наличие профессиональных училищ позволяет решить проблему профессиональных рабочих. Платное университетское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой – возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу побуждает студентов быть лучшими в университете. Болонская система позволяет китайским студентам, если они говорят по-русски, получать степень магистра в России. Таким образом, китайская система образования предъявляет высокие требования к учащимся, но в то же время создает им достойные условия для обучения и развития.

Особенности образовательной системы Китая в 2021 году

    О складе Редакционная коллегия и редакция Требования к подаче заявок Редакционная этика Подписаться Процедура проверки Соглашение об авторских правах Архивы
    Вид сверху Диалоги Обсуждение Стул Личные способности Первый шаг Галстук Персонализация Круг Рабочая тетрадь Учить учителей Футурама Цифровой ковчег Школьный автобус Глобальный Школы и навыки

Современный Китай стал страной с самой разветвленной системой высшего образования в мире. Однако параллельно с развитием массового высшего образования Китай создает кластер элитных университетов с целью выхода на верхние позиции в рейтингах лучших университетов мира. Становление китайского университета как международного образовательного лидера становится важным фактором геополитического воздействия китайского образования, культуры и жизненных ценностей, прежде всего – на соседние страны.

Читайте также:  Система образования в Израиле: уровни образования, школы, учеба для россиян

Ключевые слова: доступность, равные возможности, справедливость, массовое образование, элитные университеты, конкурентоспособность, рейтинги, функции, ценности.

По данным Министерства образования КНР, в 2018 году по всем программам обучались 19 239 российских студентов. По этому показателю Российская Федерация занимает 6-е место среди студентов-экспортеров в КНР [28].

Нормативно-правовая база формирования системы высшего образования. Принят на вооружение в конце 20 века. «План действий по возрождению образования в XXI веке» и совместное решение ЦК КПК и Государственного совета Китайской Народной Республики «Об углублении реформы образования и всестороннем продвижении качественного образования. образование »заложил основы правового регулирования современной национальной системы высшего образования. Все государственные университеты разделены на две основные категории: центральные (категория «А») и подчиненные им местные (категория «В / В»). Университеты, управляемые центральными управлениями, были преобразованы в места утверждения различных моделей организации образования с целью повышения качества образования с акцентом на достижение лучших мировых стандартов. Местные университеты – это университеты, которые напрямую подчиняются властям ниже суверенного уровня. Они финансируются из соответствующих провинциальных и муниципальных бюджетов. Их образовательные программы в первую очередь предназначены для удовлетворения потребностей социально-экономического развития и образовательных потребностей местного населения. В то же время перед их руководителями стоит задача максимально адаптировать лучшие образовательные практики к местным условиям и повысить качество высшего образования, чтобы оно отвечало потребностям региональных предприятий и жителей. В ходе реформы системы управления высшим образованием в КНР доля университетов, подчиняющихся непосредственно Министерству образования КНР и центральным агентствам, постепенно уменьшалась, а доля университетов, находящихся в ведении субнациональных властей, увеличивалась. Так, в 2017 г. 114 университетов находились в ведении центрального правительства (т. е. 9,17% от числа университетов с программами бакалавриата), в том числе 76 университетов (6,11%) находились в ведении Министерства образования КНР [21].

Параллельно с общим высшим образованием в стране развивается неакадемический сектор – высшее профессиональное образование, реализуются 2-3-летние программы специального образования (так называемые программы чжуанке). В 2017 г. насчитывалось 1388 колледжей и университетов, предлагающих программы чжуанке, что на 29 год больше [32]. С другой стороны, количество университетов для взрослых (предлагающих высшее образование гражданам, не достигшим студенческого возраста) с каждым годом сокращается. Это означает, что почти половина молодых китайцев теперь получает высшее профессиональное или общее образование, прежде чем выйти на рынок труда. В последние годы в КНР активно развивается сегмент послевузовского образования – магистерские и докторские программы. В 2017 году 2,64 миллиона человек прошли обучение в 578 университетах и ​​237 научно-исследовательских институтах, из которых 362 000 человек. на уровне докторантуры и другие на уровне магистра [32].

Развитие массового высшего образования поддерживает постоянный рост расходов на систему образования, в основном из центрального бюджета (Рисунок 3). В 2018 году инвестиции в систему образования были увеличены на 8,39% до 4,61 трлн юаней, в том числе 1,2 трлн на высшее образование [18].

В 2018 году из самой бюджетной системы в систему образования было инвестировано 3,7 трлн юаней (прямые бюджетные расходы всех уровней, государственные средства, доходы от бизнес-проектов, реализуемых университетами в сотрудничестве с государством).

Реформа многоуровневой структуры высшего образования. К настоящему времени в стране полностью сформирована трехступенчатая структура подготовки квалифицированных кадров: 1) аспиранты (студенты магистратуры и докторантуры); 2) студенты бакалавриата; 3) студенты неакадемических образовательных организаций и программ (жуанке). Структурная реформа началась с изменения соотношения между количеством студентов бакалавриата и краткосрочными программами обучения чжуанке. До недавнего времени последние программы не позволяли выпускникам продолжать обучение на более высоких уровнях, поэтому они считались образованием «второго цикла» на обычном уровне. После введения соответствующих программ бакалавриата и магистратуры в 2014 году постепенно сформировалась более сбалансированная структура академического и неакадемического секторов для обучения молодых специалистов (см. Таблицу 1).

Таблица 1.
Количество получателей программ бакалавриата и специализированной подготовки Чжуанке в 2017 году. (миллион человек) [32]

Система высшего образования в КНР в значительной степени фрагментирована с точки зрения качества образования, что частично отражает широкий разброс в социально-экономическом развитии регионов. В то же время это результат государственной политики, направленной, с одной стороны, на увеличение количества высших учебных заведений и включение высшего образования для выпускников очных средних школ, а с другой стороны, на улучшение положения в мире. конкурентоспособность китайского высшего образования и его репутация в международных рейтингах университетов. С середины 1990-х годов в стране были приняты и реализованы две долгосрочные программы поддержки перспективных университетов – Проект 211 и Проект 985 [1].

Проект 211. Название проекта состояло из двух частей: «21» – сокращение от 21 века, и «1» – для 100, что означало приблизительное количество университетов, охваченных проектом. Проект 211 был запущен в 1995 году после публикации соответствующего решения Государственного совета Китайской Народной Республики с целью развития исследовательского потенциала выбранных университетов. В 2017 году их было 117, в основном специализирующихся на дисциплинах и программах, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития страны. На университеты, выбранные в проекте 211, приходилось примерно 70% исследовательского бюджета. В них сосредоточено обучение 80% докторантов. Их доля в подготовке специалистов с высшим образованием составила 66%. Проект 211 состоял из трех частей: улучшение общих условий управления университетом; формирование ключевых дисциплин; создание системы государственных услуг высшего образования. На втором и третьем этапах проекта 211 приоритет отдавался формированию ключевых дисциплин [1].

Читайте также:  Визовый центр Эстонии в Санкт-Петербурге на Чкаловского - Регистрация, сайт, условия

Проект 985. Проект был инициирован документом Министерства образования КНР в 1998 году. Целью проекта было укрепление репутации китайского высшего образования, поддержка развития университетов мирового уровня, способных внести значительный вклад. национальному и региональному развитию. Первоначально, в 2003 году, в него вошли 9 лучших отечественных вузов. В 2009 году их сотрудничество было оформлено как Лига C9, позиционируемая как китайский аналог Лиги плюща в США.

Таблица 2.
Список университетов C9 и их позиции в лучших мировых рейтингах, 2018. [3]

В 13. Пятилетний план КНР (2016-2020 гг.) Наметил дальнейшие направления развития национальной системы образования в рамках стратегии построения экономики, основанной на знаниях [29]. Ниже приведены официальные цели стратегии построения университетов и дисциплин на мировом уровне:

    Продвижение университетов и научных дисциплин со значительным потенциалом, которые могут быть высоко оценены в глобальном масштабе; ускорение развития менеджмента высшего образования и модернизация управленческого потенциала; повышение уровня инноваций в сфере обучения, исследований, социальных услуг и культуры в структурах высшего образования превращение высших учебных заведений в важный источник исследований и технологических инноваций, передовых идей и культуры, основу для воспитания талантливых граждан во всех сферах [34].

В проекте «Университеты и дисциплины мирового уровня» предусмотрен механизм регулярной качественной оценки достижений вузов (каждые 5 лет), по результатам которой университеты, деятельность которых признана не соответствующей предполагаемым параметрам, могут быть исключены из проекта. . Проект также предусматривает возможность университетской инициативы отнести их к той или иной группе на основе их отличительных особенностей и функций. Для реализации проекта воеводские самоуправления могут проводить слияние и реорганизацию подчиненных им университетов, чтобы к 2030 году как минимум два воеводских университета были включены в рейтинги лучших университетов мира. В то же время проект ставит перед университетами, участвующими в проекте, задачи по оптимизации направлений обучения и содержательного содержания учебных дисциплин, в том числе за счет возможности активного участия в обучении известных отечественных и зарубежных ученых и специалистов.

Изначально для участия в проекте было отобрано 42 университета, которые должны были быть преобразованы в университеты мирового уровня. Из них 36 вузов относились к категории «А», а 6 – к категории «В / В». Приоритет отдавался университетам, которые были близки к достижению статуса университетов мирового уровня или признаны лидерами в определенных дисциплинах, важных для национальной безопасности, способных поддерживать региональное развитие и промышленность, а также в новых и междисциплинарных областях. Еще 95 университетов признаны ведущими дисциплинами мирового уровня. Предварительным критериям проекта World-Class Universities and Disciplines соответствовали 137 университетов (4,7% от числа университетов в стране). Из 42 вузов 33 подчинялись Министерству образования КНР, четыре – Министерству промышленности и информационных технологий, один – Академии наук КНР, три – провинциальным органам власти и один – военный университет.

Реализация проектов по созданию группы элитных университетов способствовала их быстрому продвижению в мировых рейтингах образования. Итак, в рейтинге университетов развивающихся экономик 2019 КНР была представлена ​​72 университетами, заняв первое место по этому показателю, намного опередив Россию (35 университетов). При этом китайские университеты заняли первые четыре позиции в рейтинге [14]. В рейтинге мировых университетов Times Higher Education за 2019 год два университета из КНР – Университет Цинхуа и Пекинский университет – вошли в сотню лучших мировых лидеров в области образования. В то же время университет Цинхуа улучшил свои позиции, поднявшись с 25 на 22 место [30]. Из 42 университетов, выбранных для проекта, семь университетов вошли в топ-200 мирового рейтинга университетов Times Higher Education 2018, 26 – в топ-1000, а остальные 9 не имели международного рейтинга [16]. По мнению многих экспертов, успешное продвижение ведущих университетов Китая в международных образовательных рейтингах во многом связано с развитием активных связей с зарубежными университетами. Например, Университет Цинхуа сотрудничает с Йельским университетом по программам магистратуры в области экологии и инженерии, Пекинским университетом по нанотехнологиям и Шанхайским университетом Цзяотун по биоинформатике [23].

В феврале 2019 года китайское правительство объявило о планах создания трансграничной зоны высшего образования и исследований, соединяющей Гонконг, Макао и девять городов в южной провинции Гуандун. Согласно плану, к 2035 году в этой зоне будут сосредоточены лучшие университеты, ведущие компании и современные порты. Зона должна стать конкурентом Кремниевой долины и ведущим мировым центром инноваций. Специфика проекта «Гуанчжоу – Гонконг – Университетское пространство Макао» должна заключаться в сочетании науки и промышленности. Примером создания инновационной климатической платформы в этой сфере является Южно-Китайский политехнический университет, который, будучи участником проекта «Шуанг и Лю», активно участвовал в реализации других стратегически важных национальных проектов («Один пояс, один путь» “,” Производство в Китае 2025 г. “). За пределами кампуса университет уже открыл 500 студенческих инновационных мест, связанных с крупными и малыми предприятиями, а в Гуанчжоу он открывает международный кампус с несколькими ведущими университетами, где совместные группы ученых будут участвовать в междисциплинарных исследованиях в соответствующих научных областях наук о жизни [ 35, стр. 83].

Оцените статью
Добавить комментарий