Как быстро научить ребенка рисовать

Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?

Как научить ребенка держать карандаш и делать штриховку?

Елена Мулюкина автор книг и интернет-тренингов для мам

  • Что дают ребенку занятия рисованием?
  • Когда начинать занятия рисованием?
  • Как научить ребенка правильно держать карандаш?
  • Выбираем карандаши и фломастеры
  • С чего начинать рисование?
  • Учим рисовать линии
  • Учим делать штриховку

Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий.

Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т.д.

Покажите ребенку как можно больше способов рисования, и уже скоро вы заметите проявления его собственной фантазии.

Что дают ребенку занятия рисованием?

  • У вашего малыша разовьется мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Значит, ваш ребенок научится логически рассуждать, у него будет хорошая память, внимание и связная речь.
  • Рисование подготавливает руку ребенка к письму.
  • Играя в рисование, маленький художник научится различать цвета и оттенки, размер и количество предметов.
  • Не умея выразить свои чувства словами, ваш малыш сможет выразить их в творчестве. Зная это, психологи успешно помогают деткам избавиться от страхов с помощью рисования.

Когда начинать занятия рисованием?

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему порисовать.

Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего малыша:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.
  • рисовать точки, линии, круги, овалы,
  • закрашивать фигуры.

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.

Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в Помогут развить его специальные игры.

  • С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям.
  • С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, елку, ежика, солнце и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Прищепки можно также цеплять на ободок ведра, друг на друга и, конечно, на одежду и веревку.
  • С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны.

Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать.
  • Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами.
  • Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело.
  • После 3 лет можно показать крохе следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение.

Выбираем карандаши и фломастеры

Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.

Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.

Читайте также:
Канестен — отзывы, цена, аналоги, форма выпуска

И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.

С чего начинать рисование?

Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.

Не забудьте про сказки Сутеева “Мышонок и карандаш”, “Петух и краски”, “Капризная кошка”. Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.

Учим рисовать линии

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.

Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.

“Соединялки”. Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:

  • Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды. ).
  • Соедини линиями печенье такой же формы.
  • Соедини линиями фрукты с тарелкой.
  • Соедини предметы одинакового цвета.

Постепенно можно усложнять задания.

“Дорисуй картинку”. Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:

  • ножки грибов;
  • ручки зонтиков;
  • стволы деревьев;
  • лучи солнца и т.д.

Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.

Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.

Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.

Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.

“Обведи предмет”. Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.

И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.

“Дорожки”. Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.

Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.

Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.

Учим делать штриховку

Штриховка помогает развить навык беспрерывного письма. Она всегда делается слева направо, так же, как мы читаем и пишем.

“Кошки-мышки”. Для занятия понадобится игрушечная кошка. Нарисуйте на бумаге домики, а в них — мышек.

Динь-динь-бом, динь-динь-бом,
Ходит кошка с бубенцом.
Мышки сразу услыхали,
Быстро в норку убежали.
Закрывай скорей окошки,
Ты спасешь мышей от кошки.

Покажите малышу, как прятать мышек от кошки, заштриховывая их.

Для первых занятий рисуйте небольшие домики, чтобы ручка ребенка не устала, и ему не надоело рисовать. Можно использовать других персонажей — зайчиков и волка, цыплят и лису. А можно никого не спасать, а просто играть в прятки.

Читайте также:
Пневмоцистоз - Диагностика

Как видите, научить ребенка азам рисования можно, даже если вы сами этого не умеете. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких способностей к рисованию.

Если ребенок отказывается выполнять ваши задания, не настаивайте. Пусть малыш рисует, что угодно и как угодно. Ведь гораздо важнее поддержать его фантазию и самостоятельность, а не научить технике рисования.

Статья предоставлена журналом “Растим ребенка”, № 01-02, 2013 г.

7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)

Многие дети обожают в детстве рисовать, придумывают волшебные миры и героев. Но в какой-то момент может неожиданно появиться сомнение: «у меня так не получится» или даже «я не умею рисовать». Что делать, чтобы у ребёнка не возникло чувство страха перед белым листом, и нужно ли учить сразу рисовать правильно, рассказывает основатель художественной детской студии «Летал и Шагал», искусствовед и мама троих детей Ольга Айзенберг.

Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.

Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.

1. Не бояться белого листа

Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.

2. Давать ребёнку краски (и свободу)

Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.

Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.

3. Не учить рисовать «правильно»

У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.

Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.

Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.

4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)

Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.

Читайте также:
Существует ли простой способ восстановления эрекции?

Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.

5. Обсуждать нарисованное

Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.

«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!»

«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.

6. Перестал рисовать? Не страшно

Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.

Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.

7. Не спешить с художественной школой

В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.

Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.

Фото: iStockphoto (Kikovic). Рисунки: «Летал и Шагал»

Как научить ребенка рисовать: советы экспертов

Палка, палка, огуречик. Получился человечек. Поначалу все детские рисунки выглядят так. А затем родители замечают, что ребенок явно демонстрирует талант к рисованию. И тут возникает вопрос: как научить чадо этому виду искусства? Мы адресовали его профессионалам.

Маленькие дети рождаются одаренными, — уверена учитель по изобразительному искусству Ольга Васькова. — Нужно только разглядеть и поддержать самое яркое направление в малыше. И если это рисование, все проще — ведь в каждом доме есть цветные карандаши и фломастеры. Они должны быть всегда на виду.

В каком возрасте учить ребенка рисованию

Начнем с того, что родителям не надо заставлять детей учиться рисовать, потому что «это нужно» и «развивает». Ребенок должен сам проявить интерес. Только в этом случае процесс обучения будет продуктивным, — объясняет Ольга Васькова.

Когда начинать учиться? Учитывая возрастную физиологию, с первого года до 4 лет преобладает самостоятельное рисование, только в некоторых отдельных случаях дети с 3 лет способны внимательно слушать, повторять и запоминать пройденный материал для самостоятельного воспроизведения.

Педагоги, которые предлагают многочисленные курсы для детей с 0 лет, как правило, просто «выкачивают» из родителей деньги. И это происходит потому, что папы и мамы не имеют педагогического образования, не владеют навыками рисования. Иначе говоря, они не осознают, что на самом деле развивает ребенка.

© Личный архив Ольги Васьковой

Что же необходимо малышу? Любой профессиональный педагог скажет, что самое важное обучение для ребенка 1-4 лет — пример. Пример того, как мама или папа любуются природой, красивыми зданиями… Это первый шаг к зарождению любви к красоте вокруг. Ведь на картинах художники изображают то, что их поразило.

Любая мама сможет нарисовать солнышко. Любая мама сможет посмотреть видеоурок в Сети и нарисовать с ребенком до 4 лет элементарный пейзаж. Поверьте, этого достаточно, чтобы научить видеть прекрасное и зафиксировать желание рисовать.

Читайте также:
Как определить сотрясение мозга

В возрасте 4-5 лет ребенку можно предложить занятия рисованием у педагога. Малыш сомневается? В этом случае можно сказать, что если ему не понравится, ходить на уроки необязательно. Но важно, чтобы ребенок, которому уроки понравятся, понимал, рисование — это труд, а не развлечение, поэтому нужно внимательно слушать учителя и стараться.

Где учиться рисованию?

Как выбрать педагога по рисованию? Как родителям понять, что ребенок действительно занимается и получает знания или за него рисует учитель?

Выбор педагога — сложный вопрос для родителей. Рекомендую вам узнать, какие есть кружки в общеобразовательных школах, детские центры, школы искусств. Пойти туда без ребенка, поговорить с педагогами, узнать программу, по которой будут заниматься с детьми, посмотреть работы учеников, поговорить с родителями, узнать, довольны ли они занятиями и результатом, какой педагог лучший и как к нему попасть, — советует учитель по изобразительному искусству Ольга Васькова.

Если ребенок нацелен на серьезное обучение, можно выбрать государственную художественную школу. Как правило, прием осуществляется на конкурсной основе.

Если ваш юный художник пока не определился, начать обучение можно в творческих кружках.

© Depositphotos

Рисует сам или помогают?

Когда после урока ребенок демонстрирует красивый рисунок, родители всегда восхищаются. Но иногда начинают сомневаться: а сам ли рисовал? И это важный вопрос, ведь задача юного художника — учиться, а не наблюдать, как за него пейзаж или натюрморт создает педагог.

Родитель вряд ли сможет понять, где ребенок рисовал сам, а где ему помогли или нарисовали за него. Один из приемов проверки — попросить повторить ту же работу, что была выполнена на занятиях, дома и на маленьком формате (чтобы не заняло много времени). Если увидите в домашней работе, что линии не такие прямые и четкие, мазки не такие ровные и яркие, значит, активно помогал учитель. А если ребенок совсем не сможет ничего повторить, скорее всего, за него рисовал педагог, — убеждена Ольга Васькова.

Почему так происходит? Одна из причин: ребенку рисование неинтересно, он ничего не запоминает, и поэтому ничего не может изобразить дома. В таком случае занятия нужно прекратить.

О том, как проходят урок с будущими художниками, рассказала художница Галина Кущий, которая учит рисовать детей разного возраста:

Сажусь за мольберт. Дети смотрят, как беру краску, сколько использую воды. Проговариваю названия красок. Что смешать, чтобы получить тот или иной цвет.

Программа идет от простого к сложного. К примеру, как из круга и треугольника можно быстро нарисовать кота.

Расскажу про базовые упражнения, которые мы делаем: делим лист пополам, ставим точку посередине листа, отходим и смотрим на расстоянии. Сравниваем — половинки листа равные или нет. Учимся рисовать сначала простые линии: горизонтальные, вертикальные, наклонные. Для этого надо ставить две точки, а затем их соединять. Этот навык очень важен.

Советы родителям как научить ребенка рисовать
учебно-методическое пособие по рисованию (старшая группа)

как научить ребенка рисовать

Скачать:

Вложение Размер
sovet_roditelyam.docx 64.1 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по изобразительной деятельности .

  • Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, родителям не лишним будет узнать несколько важных правил.
  • Рисовать лучше днём, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.
  • Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое.
  • Обязательно позаботьтесь об удобстве рабочего места. Выделите ребёнку отдельный столик, застелите его клеёнкой, наденьте на малыша фартук.
  • Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления творчества: у ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге и других изобразительных средств.
  • Для рисования лучше давать отдельные листы бумаги. Желательно, чтобы она была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой.
  • Чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребёнка. И вообще, лучше не начинать рисование в плохом настроении, так можно отбить у ребёнка желание творить.
  • Если ребёнок нечаянно разлил краску на бумагу, устройте соревнования: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенной кляксе или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и как можно чаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Родители ни в коем случае не должны критиковать детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается. А если ребёнок будет постоянно слушать поучения, то вскоре он просто разочаруется в своих способностях и вовсе забросит рисование.
  • Научите детей рисовать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончится.
  • Относитесь бережно к детскому творчеству. Постарайтесь сделать так, чтобы детские рисунки не отправлялись в корзину, а были предметом гордости ребёнка, собирались и хранились, дарились и показывались близким и друзьям.

Советы педагога по изобразительной деятельности родителям.

1. Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью?

Создавайте вместе с малышом «шедевры» с помощью красок, пластилина и бумаги, играя. Результатом таких игр будут не только навыки и умения, но и хорошее настроение всей семьи. Мы предлагаем родителям использовать во время занятий изобразительным искусством традиционные и нетрадиционные материалы. Используйте краски, цветные карандаши, фломастеры и мелки. Особо красочна масляная пастель. Среди нетрадиционных материалов можно применить такие неожиданные вещи, как ниточки и тушь, пальчики и ладошки вашего малыша, кусочки картофеля, покрытые краской (для печати) и даже мыльные пузыри из цветного мыльного раствора.

2. Нужны ли детям книжки – раскраски?

Да, такие книжки нужны. Раскрашивая готовую картинку, ребенок учится различать и называть цвета и аккуратно заполнять цветом форму, не выходя за край рисунка. Основными материалами для раскрашивания должны быть фломастеры и цветные карандаши, причем последние использовать предпочтительнее. Карандаш обладает значительной твердостью и позволяет ребенку получить навык аккуратной штриховки, регулируя яркость с помощью изменения нажима. Такие занятия готовят руку малыша к письму.

3. Как приобщать малыша к мировому изобразительному искусству?

Специфика приобщения дошкольников к изобразительному искусству состоит в том, что бы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства. Вы можете посетить с ребенком различные музеи изобразительного искусства (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, портретную галерею А. Шилова). Мы советуем иметь дома репродукции картин известных художников. Желательно, чтобы они были доступны для детского восприятия. Беседуя с малышом о картине, сделайте акцент на ее сюжете (что изображено на картине?), колорите (какие цвета использовал художник?). Задавайте ребенку вопросы, стимулирующие его к рассуждению и размышлению. Определите вместе с ребенком настроение картины. Для самообразования вы можете использовать издания энциклопедического характера, и альбомы по изобразительному искусству.

Советы родителям. Доизобразительный период.

Так уж сложилось в языке, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут.

Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.

Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 — 2 лет, длится вплоть да 3 – 3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии:

· подражание движениям взрослых;

· орнамент (овладение первичной формой);

Однако двухлетний малыш делает к этому времени ряд открытий:

1. Он уже замечает, что у бумаги есть края, и кроха, учитывая эти границы, начинает контролировать свое игровое поведение на листе бумаги.

2. Каракули, которые получаются у малыша, уже могут носить название.

3. Некоторые формы на рисунках изображаются уже вполне сознательно.

Может присутствовать собственный стиль, любимые формы и цветовые предпочтения.

Но самое главное – ваш малыш способен воспринимать то, что изображает взрослый. Особенно ценно, если это происходит на глазах у ребенка. Ваши художественные способности на данном этапе развития ребенка не так уж важны. Гораздо важнее ваш эмоциональный настрой. Рисуйте « с выражением».

Итак, рисуйте для своих детей и вместе с ними. Рисуйте, конструируйте, лепите, клейте вместе с детьми, но не вместо них! В любой, даже очень сложной работе, всегда должно найтись место для собственного творчества малыша.

Так, постепенно, вы вместе с ребенком будете шагать в так называемую изобразительную стадию рисования. Ближе к трем годам жизни ребенок будет подготовлен к моделированию ситуации и абстрактных образов.

Задание 1. Игры с цветами и их оттенками.

Соберите коллекцию разных по форме, размеру и цвету пуговиц. Попросите малыша помочь вам разложить их по цветовым оттенкам. Воспользуйтесь для этого разными цветными коробочками.

Например, в красную коробочку нужно положить розовые, малиновые, вишневые, алые пуговицы. То есть те, в которых присутствует красный цвет. При этом сообщайте ребенку название цвета.

Задание 2. Тренируем пальчики — рисуем линии.

Обозначенные на бумаге линиями извилистые дорожки ведут от одной картинки к другой. Задача малыша — провести линию точно по дорожке от одного конца до другого. Игровые задачи при этом могут быть самыми разными. Например, помоги ежику добраться до грибочка, довести малыша до его мамы и т.д. Такие задания бывают в детских книжках или детских журналах, но интереснее будет, если такие задания вы сделаете сами.

Задание 3. Живопись и графика.

Покажите ребенку рыбок, например, на фотографиях. Расскажите о них что-нибудь интересное. Покажите малышу руками, как поднимаются и пускаются морские волны, где плавают рыбки. Пусть он вместе с вами это повторит — это раскрепощает мышцы рук перед работой.

Теперь создайте свой подводный мир. Смочите лист водой. Вода в море бывает разного цвета: синяя, зеленая, фиолетовая, голубая. В ней могут отражаться желтые и розовые лучи солнца, подниматься белая пена, поэтому выбор краски ребенком может быть произвольным. Покажите вашему ребенку, как рисовать длинную волнистую линию. Помогите ему заполнить краской весь лист бумаги — ведь море очень большое и очень глубокое. Теперь можно запускать рыбок. Их силуэты можно нарисовать на цветной бумаге и вырезать. Помогите малышу! Сам он не справится. Затем дайте ему возможность «выпустить» рыбок в воду. Чтобы рыбкам было весело и уютно, можно вырезать водоросли из зеленой бумаги разных оттенков.

Изобразительное творчество — специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занимаясь в кружке дети знакомятся с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура), их отличие. Педагог поддерживает стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления, обогащает содержание изобразительной деятельности детей, помогает детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, совершенствует специфические умения во всех видах изобразительной деятельности и многое другое.

Развитие изобразительной деятельности детей в семье

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявление творчества.

Родителям необходимо порекомендовать следить за впечатлениями получаемыми ребёнком дома, стремиться развивать наблюдательность за окружающим: изменения окраски листьев деревьев, цвета неба, красивый цветок по дороге домой, разноцветная бабочка, маленький пушистый котёнок, замечать причудливые формы растительного мира. Можно спросить какие книги любит их ребёнок, рассматривают ли они с малышами иллюстрации, картинки. Для многих малышей любимым занятием является просмотр мультфильмов, передач (спокойной ночи, малыши) по телевизору. Они быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, часто спрашивая родителей, скоро ли можно будет смотреть телевизор. Главное в таком случае не ограничиваться только просмотром, а поощрять стремление ребёнка, рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.

Необходимо акцентировать внимание родителей на создание условий для изобразительной деятельности, что бы малыш мог дома рисовать, лепить.

Необходимо посоветовать родителям бережно относиться к первым рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел ваше отношение, как к чему-то ценному, нужному. Хорошо если взрослые помогают ребёнку в процессе изобразительной деятельности, если имеет место быть «сотворчество», а не предоставление самому себе.

Родителям следует напоминать, что ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и разбивать его. Это можно легко делать отслеживая задания проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков.

Изобразительная деятельность в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками, фломастерами, лепка из пластилина, аппликация из форм, заранее вырезанными взрослыми.

Первые занятия с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами. Взрослым необходимо обратить внимание на то, как ребёнок держит карандаш. Когда малыш научится держать карандаш и им пользоваться, можно предложить фломастеры, краски.

Нередко можно наблюдать, как любят дети рисовать мелками на асфальте. Для ребёнка необычно и увлекательно создавать рисунку не на листе бумаги, а на сером асфальте. Можно так же предложить рисовать палочкой на земле, на снегу.

Большое воспитательное значение имеют совместные действия взрослых и детей. Так, к новогоднему празднику можно самим смастерить игрушки на ёлку и вместе с мамой их повесить, тем самым дать возможность полюбоваться результатами своего труда.

Для занятий изобразительной деятельностью у ребёнка должно быть определённое хорошо освещённое место. Необходимо обращать внимание на то, что бы ребёнок правильно сидел, не горбился.

Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей могут служить альбомы для раскрашивания. Дети учатся приёмам раскрашивания предметов круглой формы, прямоугольной, овальной; приёмам дорисовывания изображений; знакомятся с предметами разной величины; запоминают цвета.

Родители должны помогать малышам в этих занятиях, следить что бы не выходил за пределы контура; во время закрашивания менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т.д. Не следует закрашивать все картинки, можно ограничиться одной, двумя, иначе этот процесс будет утомительным.

Надо приучать ребёнка бережно относится к альбомам. Когда все картинки буду раскрашены, желательно их рассмотреть ещё раз, полюбоваться старание малыша, похвалить за проделанную работу.

Как научить рисовать ребенка

Рисование – это вид деятельности, которым можно заниматься как мальчикам, так и девочкам любого возраста. Это не только интересный, но и полезный процесс. Родители интересуются, как научить ребенка рисовать. Сделать это легко, и для этого не нужно нанимать профессионалов. Сейчас имеется много методик, помогающих освоить рисование предметов различных форм. Во время обучения важно принимать во внимание особенности возраста.

Акварель, карандаши, мелки – на чем остановить выбор для освоения навыкам рисования?

На сегодняшний день в магазинах продаются разные инструменты для рисования: цветные карандаши, акварель, гуашь и пр. Большинство родителей не знает, что из этого выбрать. При подготовке к обучению рисования важно учитывать возраст ребенка. Начинать процесс можно с 1 года. Для малышей выбор лучше остановить на карандашах, которые соответствуют требованиям:

  • имеют 3 грани, чтобы маленькой ручке было удобно их держать;
  • оставляют видимые линии – стержень должен быть мягкий;
  • по длине – короткие, чтобы малыш не обхватывал их всеми пальцами.

В магазинах имеются даже акварельные карандаши – мягкие и яркие. Но они округлой формы, поэтому младенцам не сильно подходят. И цена их отличается от обычных. Для детей, которые только приступают к рисованию, лучше купить восковые мелки. Сделаны они из натурального воска и пищевых красителей.

Преимущества таких мелков:

  • выразительность и яркость цвета;
  • не оставляют пятен на одежде, руках;
  • мягкие, благодаря чему ребенок не будет прилагать усилий.

Такими мелками не удастся сделать тоненькие линии. Но для новичков этот факт не важен.

Фломастеры необходимо покупать детям, которые умеют правильно держать карандаш, изображать простые фигуры и ровные линии. Они должны быть на водной основе. Такие фломастеры экологически чистые и не представляют угрозы здоровью детей. Также их легко смыть с тела, одежды и обоев. Главное преимущество – фломастеры не нужно затачивать. Рисунок получается ярким.

Важно! Маленькие дети любят рисовать красками (акварелью, гуашью). Начинать нужно с пальчиковых разновидностей, созданных на основе воды. Их легко смыть. Рисовать ими можно не только на бумаге.

Этапы обучения рисованию

Рисование – это интересный вид деятельности, помогающий детям провести время с пользой. Оно помогает развить мелкую моторику рук, ловкость, фантазию, эмоционально-психологическую область.

Чтобы научить маленького ребенка рисовать, особых усилий прилагать не нужно. Главное – подходить к процессу поэтапно. В интернете можно посмотреть обучающие видеоролики. При выборе мастер-класса родители должны учитывать возраста малыша. Чтобы обучить рисованию в 2-3, 4-5 и 6-8 лет, используют различные методики.

2-3 года

Большинство мам и пап отдают своего малыша в дошкольное учебное заведение именно в 2-3 года. При поступлении в садик обязательно проходят психолога. Обязательный тест при этом – рисование. Умение малыша изображать на бумаге рисунок выступает для специалиста показателем того, насколько развит ребенок.

Молодые родители часто задаются вопросом, как обучить трехлетнего малыша рисованию. Несмотря на то, какие навыки имеет ребенок, обучать его рисованию необходимо в определенном порядке: использование пальчиковых красок, правильное держание карандаша, рисование геометрических фигур и прямых линий, схематичное изображение зверей и людей, правильное держание кисточки и пользование красками. Родители должны продемонстрировать, как с помощью акварели можно изобразить простые предметы.

Методик обучения рисования несколько. Трехлетним детям подходят следующие:

  • Свободное творчество. Малышу необходимо дать в руки кисточку, поставить акварель и стаканчик с водой. Далее попросить что-либо изобразить.
  • Волшебная губка. Губку для мытья посуды разрезать на несколько неравных частей. Обмакнуть одну из них в краску и приложить к листу. Так же сделать и с другими губками. Из полученных узоров удастся создать полноценную картину.

4-5 лет

Чтобы заинтересовать ребенка рисовать в этом возрасте, нужно знать основные приемы. К примеру, начать занятие творчеством с рисования клякс. Малыши от этого будут в восторге. Для этого понадобится альбомный лист, кисточка и краски. Бумага сгибается пополам. На одной из сторон рисуется крыло бабочки, после чего ее нужно приложить ко второй стороне и прижать. В итоге на ней отпечатается крыло. Такой способ подойдет для рисования не только бабочки, но и деревьев, цветов, звезд и пр.

Следующий способ – «Геометрические фигуры», позволяющий нарисовать коня, людей, дом и т.д. Для создания изображения используются различные геометрические фигуры (треугольник, квадрата, линии, круг) – те, с которыми малыш уже знаком.

Третий способ – использование трафаретов. Вначале малышу предлагается обвести уже нарисованный предмет и раскрасить его. Со временем он запомнит форму, образ, и трафарет ему уже не понадобится. Он будет рисовать по памяти.

Следующий метод обучения – «Отпечатки». Дети 5 лет любят раскрашивать и делать отпечатки. Начинать можно с ладошки, затем – переходить к использованию выпуклой поверхности. Отпечаток круга легко превращается в солнце, цветок или воздушный шарик. Современные магазины предлагают фигурные печати, с помощью которых создаются различные образы.

Рисование необходимо совмещать с другими приемами творчества. К примеру, небо нарисовать акварелью, а из белой бумаги вырезать облака и наклеить на основной фон.

6-8 лет

Детей этого возраста легко можно научить рисовать с помощью книг. В них приводится немало способов с поэтапным изображением отдельных деталей. Такие книги продаются в специальных магазинах. Для детей, посещающих детский сад, и для школьников начальных классов рисование – это не только увлекательный вид творчества, но и метод совершенствования интеллекта, творческих навыков.

В таком возрасте дети мыслят образами. Чем больше они будут рисовать, тем лучше и быстрее они будут развиваться. Ассоциации образов с предметами, людьми или животными развивают у них фантазию, умение мыслить и интеллект.

Для обучения рисованию детей 6-8 лет подходят карандаши, фломастеры, мелки и акварель. Рисовать красками можно не только с помощью кисточки, но и пальцами, ватными палочками, губками для мытья посуды – каждый инструмент развивает конкретные навыки.

При выборе техники рисования следует учитывать имеющиеся способности. Использование карандашей или фломастеров требует от ребенка приложения усилий. Получившееся изображение может быть не таким, каким задумал его малыш. Для начала лучше использовать пальчиковые краски.

Как научить рисовать людей?

Правильно и красиво изобразить человека сможет даже не каждый взрослый. Это вызывает у него трудности. Большинство взрослых рисует человека привычным способом: круг – это его голова, прямые линии – тело, руки и ноги.

Если ранее ребенок не рисовал человека, начинать необходимо с простых шагов: с помощью овала изобразить голову, ниже нарисовать прямоугольник (тело) и соединить их между собой прямыми линями (шея). Чтобы нарисовать руки, с правой и левой стороны прямоугольника провести еще 2 линии. С помощью двух прямоугольников изобразить ноги. С правой и левой стороны овала нарисовать 2 небольших круга – уши. С помощью таких же геометрических фигур изобразить глаза (1 небольших круга), нос (вертикальная линия), губы (вогнутая линия). Затем добавить элементы одежды и все это раскрасить.

Вначале взрослые должны показать малышу, как на листе бумаги нарисовать еловека. Затем предложить ему последовательно повторить рисунок. Если необходимо – помочь ребенку, например, во время рисования вести его руку.

Рекомендации родителям

Большинство родителей жалуется на то, что с учетом соблюдения всех разработанных техник у них не выходит обучить ребенка рисованию. Часто причиной этого выступает неправильный подход к малышу. Специалисты дают таким родителям один главный совет – обучить ребенка можно посредством игры. В первую очередь, занятия должны нравиться самому малышу. Он должен лично проявлять интерес, а не потому, что так хотят родители.

К примеру, прочитать ему увлекательный рассказ про какого-либо животного, после чего попросить помочь приготовить еду этому зверьку. Если у малыша не получается это сделать, не нужно ругать его. Важно дать подсказку, направить ребенка, чтобы тот сделал все правильно.

Занятия не должны проводиться во время болезни малыша или когда у него плохое настроение. Если принуждать ребенка заниматься творчеством, у него может полностью пропасть желание это делать. Прочие советы мамам и папам:

  • применять соответствующий способностям малыша метод обучения;
  • позволять малышу действовать свободно, проявлять фантазию;
  • заниматься творчеством в первой половине дня;
  • не сравнивать рисунок ребенка со своим;
  • не акцентировать внимание на недостатках в занятиях с малышом;
  • обязательно расспрашивать ребенка о том, что он изобразил – это разовьет его фантазию.

Обучить ребенка такому виду творчества, как рисование, не трудно. Важную роль при этом играет выбор подходящего времени для занятий, правильных инструментов, методики обучения. Младшим детям рекомендуется рисовать пальчиковыми красками, более старшим – карандашами, акварелью или фломастерами. Если рекомендации специалистов будут соблюдаться родителями, то они смогут без особых усилий обучить малыша рисованию.

Меню ребенка в 9 месяцев

Приглашенный эксперт портала Baby.ru

Нет такого продукта, который мог бы по своей ценности заменить материнское молоко, поэтому оно остается основой рациона ребенка в 9 месяцев. Однако в его меню появляется все больше новых продуктов.

Если женщина по независящим от нее причинам вынуждена прекратить грудное вскармливание, то только адаптированная молочная смесь является адекватной заменой материнскому молоку.

Ошибочно думать, что ребенок вырос настолько, что уже сможет без негативных последствий переваривать коровье или козье молоко. Эти продукты не должны присутствовать в рационе 9-месячного малыша.

Какие продукты уже должны быть введены в рацион ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте рацион малыша уже приближен к рациону годовалого ребенка. В него введены все основные позиции.

  • кабачки;
  • цветную капусту;
  • брокколи;
  • морковь;
  • тыкву;
  • картофель;
  • брюкву;
  • патиссоны;
  • белокочанную капусту.

За одно кормление он съедает не менее 100 г. Овощные пюре отлично сочетаются с мясом и составляют полноценный обед.

Мясо в меню ребенка представлено:

  • кроликом;
  • кониной;
  • индейкой;
  • говядиной или телятиной.

Завтраки 9-месячного малыша обычно составляют безглютеновые безмолочные каши:

  • рисовая;
  • гречневая;
  • кукурузная.

В перерывах между кормлениями ребенку предлагаются фруктовые и ягодные пюре из:

  • яблок;
  • груш;
  • слив;
  • красной смородины;
  • вишни;
  • черешни;
  • банана.

К 9 месяцам малыш знаком с кисломолочными продуктами, представленными детским творогом, йогуртом и кефиром промышленного производства, а также с желтками перепелиных и куриных яиц.

Продукты, вводимые в меню 9-месячного ребенка

Новые сорта мяса

Если ребенок не аллергик, то на 10-м месяце жизни можно ввести в его рацион курицу. Так как при употреблении куриного мяса часто возникают аллергические реакции, необходимо особенно строго соблюдать основные принципы введения прикорма.

  1. Новое блюдо следует предлагать ребенку только в первой половине дня, начиная с минимальной порции (1/4 чайной ложки).
  2. В течение 24 часов необходимо отслеживать состояние ребенка на предмет наличия аллергических реакций (кожной сыпи) и/или расстройства пищеварения (поносов, запоров, вздутия, тошноты, рвоты). Если наблюдаются негативные реакции, то введение нового продукта необходимо прекратить.
  3. При отсутствии нежелательных реакций объем нового продукта в течение недели постепенно доводится до полной порции.

Новые каши

9-месячному ребенку уже можно предложить овсяную кашу и/или сочетание из уже ранее введенных круп. Каши готовятся на воде, грудном молоке или адаптированной молочной смеси.

Новые фрукты

К уже имеющимся фруктам можно добавить новые, не вызывающие аллергию, сезонные ягоды и фрукты. Это могут быть:

  • персики;
  • абрикосы;
  • черника;
  • крыжовник и т.д.

Фрукты и ягоды должны быть измельчены до гомогенного (однородного) состояния. Недопустимо давать 9-месячному ребенку целые ягоды. Он может подавиться.

Детское печенье

Приобретенное в специализированном магазине детское печенье можно предложить ребенку на полдник вместе с йогуртом (кефиром, творогом).

Примерное меню ребенка в 9 месяцев

  • 6 утра: грудное молоко (смесь);
  • 10 утра: безмолочная овсяная каша и грудное молоко (смесь);
  • 14.00: овощное пюре из тыквы и картофеля, мясное пюре (цыпленок).

Если ребенок-искусственник, то после обеда ему предлагают чистую воду. Младенцу на ГВ после любого кормления предлагается грудь.

  • 16.00: фруктовое пюре (яблоко-вишня);
  • 18.00: детский фруктовый йогурт (абрикос), детское печенье и грудное молоко (смесь);
  • 22.00: детский кефир и грудное молоко (смесь).

Если малыш не наедается, можно предложить ему в вечернее кормление кашу.

Чтобы питание ребенка было полноценным и разнообразным, предлагайте ему в течение недели разные сорта овощей, фруктов, мяса и каш. Чередуйте фруктовые наполнители детского творога. Определите, какие продукты больше нравятся вашему крохе, а к каким он относится прохладно. Не заставляйте ребенка есть нелюбимую пищу, поскольку он может негативно настроиться на все остальные блюда прикорма и вовсе отказаться от чего-либо, кроме грудного молока.

Статья не является медицинской рекомендацией. За получением профессиональной консультации необходимо обратиться к врачу.

Видео

  1. Практика вскармливания детей первого года жизни: методические рекомендации/Юрьев В.В., Алешина Е.И., – СПб., 2006 – 76 с.
  2. Руководство по детскому питанию / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня – Москва, 2004 – 662 с.
  3. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации – Москва, 2010 – 68 с.

Меню ребенка в 9 месяцев

Содержание:

Кормление ребенка — одна из составляющих материнства, как ни крути. Каждая женщина заботится о том, чтобы малыш с пищей получал все необходимое для развития и роста. Однако вокруг достаточно много противоречивой информации как от родных и близких, так и от специалистов.

Питание детей в 9 месяцев должно быть сбалансированным и полноценным. С каждым днем у ребенка растут потребности в дополнительных источниках питательных веществ, поэтому родителям стоит очень внимательно относиться к тому, что он ест. Малыш активно изучает окружающий его мир, сидит, ползает, пытается вставать у опоры, лепечет, а это требует много энергии! Кроме того, существенно увеличивается потребность в железе и белке.

Что кушает ребенок в 9 месяцев?

Меню ребенка в 9 месяцев становится гораздо более разнообразным. Малыш уже знаком с основными группами продуктов, и на данном этапе идет расширение прикорма. Список продуктов, которые могут входить в рацион крохи, довольно большой.

Каши, злаки (100–150 мл на прием): рисовая, гречневая, кукурузная, овсяная. Готовить каши можно на воде, грудном молоке или молочной смеси. Использовать цельное коровье молоко пока не рекомендуется. В каши можно добавлять фрукты или фруктовое пюре, сезонные ягоды на завтрак или мясной фарш на обед.

Овощи (100–150 г на прием): кабачок, цветная капуста, брокколи, картофель, морковь, тыква, батат должны входить в меню ребенка в 9 месяцев. Их можно тушить, варить, запекать. После знакомства с каждым овощем по отдельности, их можно смешивать между собой, предлагая ребенку разные комбинации.

Фрукты (100–150 г на прием): яблоко, груша, банан, абрикос, персик, дыня. Можно давать ребенку в виде пюре или кусочков в качестве отдельного блюда, а можно добавлять к кашам, творогу, йогурту.

Мясо (50–60 г в сутки каждый день): кролик, индейка, телятина. Для питания детей 9 месяцев оптимальны блюда из мясного фарша.

Рыба (40–50 г в сутки 2 раза в неделю): хек, треска, минтай, дорада. Можно готовить на пару, можно запекать.

Яичный желток (1/4—1/2 в день).

Кисломолочные продукты (до 100 мл): детский кефир, биолакт, ряженка.

Творог (до 50–60 г в день). Можно делать запеканки, сырники, подавать без термической обработки. Рекомендуется пока воздержаться от фермерских продуктов и отдать предпочтение продуктам промышленного производства.

Сливочное и растительное масла (до 0.5 ч.л. в день соответственно).

Детское печенье, сухарики, галеты (2–3 шт. в день).

Вода остается основным напитком.

Не следует забывать, что ребенок должен оставаться на грудном вскармливании или кормлении смесью как минимум до 12 месяцев! Мамам, которые кормят грудью, для сохранения лактации стоит придерживаться вскармливания ребенка 9 месяцев по требованию или предлагать грудь после каждого приема прикорма.

Особенности детского меню в 9 месяцев

Ключевой момент питания детей в этом возрасте заключается в изменении консистенции блюд. Чем теперь кормить малыша? Если раньше прикорм предлагался ребенку в виде гомогенезированных пюре, то теперь это мелко- или крупноизмельченные продукты (в зависимости от первоначальной плотности). У большинства деток к этому возрасту уже появляются первые зубки, и теперь малыш учится пережевывать пищу. Важно вовремя ввести кусочки, поскольку, если этого не произойдет, и у ребенка не появится необходимость в жевании, этот рефлекс угаснет к 12 месяцам.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, и мама не планирует его прекращать, необходимо обращать внимание на размер порций: рекомендуемый производителями детского питания разовый объем кормления, приближающийся к 200 мл, не рассчитан на грудничков. Такие большие порции оптимальны при искусственном вскармливании или в ситуациях, когда мама планирует отлучение от груди.

Что не следует давать ребенку в 9–10 месяцев?

Специалисты всего мира рекомендуют исключить из детского меню в 9 месяцев следующие продукты:

цельное коровье или козье молоко (в силу незрелости пищеварительной системы высок риск аллергической реакции);

мёд (высокий риск развития детского ботулизма из-за возможного содержания в нем спор бактерий Clostridium botulinum);

соки (большое количество природного сахара);

«детские» травяные чаи (высокий риск аллергических реакций);

продукты, содержание сахар (в т.ч. детское печенье);

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: