Как правильно хвалить ребенка

Анна Зарембо. Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии.

“Молодец!”, “Потрясающе!”, “Дай пять!”, “Какая красота!”, эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто. Похвала, например, может быть манипуляцией, заставляющей ребенка делать именно то, чего хочет взрослый, похвала может снизить мотивацию и украсть ощущение победы. Вот так-то.

Оказывается ученые давно и серьезно дискутируют по этому поводу. Попробуем разобраться. Сразу оговорюсь, речь идет об исследованиях американских ученых. Самые свежие научные статьи на эту тему, которые я отыскала, относятся к 2013г.

Оказывается выражения “хороший мальчик”, “хорошая девочка” употребляются где-то с середины 19 века (всего лишь!), а идея использования похвалы для мотивации детей реально взята на вооружение после публикации “Психологии самооценки” в 1969г. Книга предполагает, что многие проблемы американского общества связаны с пониженной самооценкой среднего американца. По мнению авторов похвалы должны повысить самооценку ребенка и с тех пор тысячи научных статей пропагандируют пользу похвалы в деле повышения мотивации детей и школьных успехов.

С 60 годов стали придавать большее значение похвале в работе с детьми с особыми потребностями, поскольку исследования (особенно поведенческих психологов) показали ее положительный эффект. Многие программы работы с такими детьми до сих пор используют систему поощрений, поскольку она позволяет предупредить:

  • “Обученную беспомощность” – когда ребенок раз за разом повторяет негативный опыт и проникается идеей, что у него нет никакого влияния на результат. В этих случаях похвала может поддержать ребенка и стимулировать к дальнейшему обучению.
  • Преодоление трудностей – когда определенное поведение вознаграждается “положительным подкреплением” (поощрением или похвалой) и это дает ребенку мотивацию продолжать это делать. Если же такое поведение игнорируется, мотивация резко падает.

Оборотная сторона похвалы

В 80 и 90 годах прошлого века ученые начали дискуссию о том, что похвала может “размывать” мотивацию ребенка, давить на него, не давать ему принимать рискованные решения (чтобы не рисковать репутацией) и понижать уровень независимости. Альфи Коэн, исследовавший эту тему, объясняет, почему похвала может быть разрушительной для ребенка. По его мнению поощрение:

    Манипулирует ребенком, заставляя его подчиняться желаниям взрослых. На короткой дистанции это работает неплохо, так как дети стремятся получить одобрение взрослых. Но, возможно, это приводит к большей их зависимости;Создает наркоманов похвалы. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на свои суждения;Крадет у ребенка удовольствие – ребенок заслуживает того, чтобы просто наслаждаться удовольствием от того, что “Я это сделал!”, вместо того, чтобы ждать оценки. Многие люди не задумываются о том, что слова “Отличная работа!” это оценка в той же мере, как и “Отвратительная работа!”;Понижает интерес – исследования показывают, что у детей снижается интерес к деятельности, за которую они получают поощрение. Вместо интереса к самой деятельности дети начинают проявлять куда больше интереса к поощрению;Снижает уровень успехов – дети, которых поощрили за выполнение творческой работы, часто терпят неудачу в следующей попытке. Возможно, это происходит потому, что ребенок очень боится “не соответствовать” своему уровню, а возможно, он теряет интерес к самой работе, думая только о поощрении. Такие дети не склонны “рисковать” в новых творческих работах, опасаясь не получить на сей раз положительной оценки. Также было выявлено, что ученики, которых часто хвалят, больше пасуют перед лицом трудностей.

В некоторых культурах, например в Восточной Азии, похвала вещь редкая. Несмотря на это, дети гораздо более мотивированы. Более того, например, в Германии, Польше или Франции выражения “хороший мальчик”, “хорошая девочка” не используются в разговоре.

Не все йогурты одинаково вредны

Исследования показывают, что разные типы поощрений оказывают разное влияние на детей. Ученые различают “личностную похвалу” и “конструктивную похвалу”.

    Личностная похвала имеет отношение к характеристикам данного человека, например, к интеллекту. Она оценивает ребенка в общем: хороший, умный, яркая личность. Например: “Ты хорошая девочка!”, “Ты молодец!”, “Я тобой очень горжусь!”. Исследования показывают, что такие похвалы концентрируют внимание учащихся на внешних результатах, и побуждают их постоянно сравнивать свои результаты с другими.Конструктивная похвала имеет отношение к усилиям ребенка и фокусируется на процессе работы, подготовки и реальных результатах работы. Например, “Я знаю, как долго ты готовился”, “Я видела, как тщательно ты строил башню”, “Начало сочинения вышло захватывающим”. Конструктивная похвала стимулирует в ребенке развитие гибкого ума, стремление к учебе, умение противостоять собственным слабостям и отвечать на вызов.
Читайте также:
Промывания в домашних условиях

И как же нам хвалить детей?

Вопрос, конечно, не в том, хвалить ли нам наших детей, а в том, как их хвалить? Исследования ученых показывают, что конструктивная похвала побуждает ребенка работать больше, учиться, исследовать мир и позволяет здраво взглянуть на собственные возможности. Кроме того, искренняя похвала, которая отражает реальные ожидания, может повысить самооценку ребенка.

А теперь несколько практических советов о том, как хвалить детей.

1. Описывайте поведение и усилия, проделанные ребенком, а не оценивайте его в общем. Фразы типа “Хорошая девочка” или “Хорошая работа” не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого скажите, что вы видите, избегая оценочных слов. Например: “У тебя в рисунке много ярких цветов” или “Ты построил такую высокую башню”. Даже простое “Ты это сделал!” обеспечивает ребенку знание о том, что вы заметили его усилия, но при этом вы не выставляете ему отметок.

2. Ученые считают, что любое позитивное внимание к желаемому поведению дает весьма неплохой эффект. Поощрительные описания типа “я видел, как долго ты собирал этот паззл” или “Ого! Ты дал брату поиграть своей новой игрушкой” говорят ребенку о том, что родители ценят его усилия, попытки наладить общение и взаимопонимание. Многое зависит от тона, каким это сказано.

3. Избегайте хвалить ребенка за то, что не стоило ему никаких усилий или за решение задач, в которых в принципе невозможно допустить ошибку. Это не значит, что нужно говорить “Ну, с этим и любой младенец справится!”, просто не хвалите, потому что это может побудить ребенка избегать трудных заданий.

4. Будьте осторожны, когда хотите похвалить ребенка, который только что пережил неудачу или допустил ошибку. Похвалы типа “Отлично. Ты сделал все, что мог”, часто воспринимаются как жалость. Такое поощрение может укрепить веру ребенка в то, что он допустил ошибку из-за своих ограниченных возможностей или интеллекта (и тут делу не поможешь), а не из-за недостаточных усилий (а тут вполне есть над чем работать). В то же время сказать ребенку “Старайся лучше!” не означает дать ему конкретную информацию, как же именно стараться. Лучше прибегнуть к конструктивной похвале и конкретно указать, что же именно удалось ребенку в этот раз. Например, “Ты упустил мяч, но в этот раз ты его почти поймал”.

5. Похвала должна быть честной. Она действительно должна отражать реальные усилия ребенка по достижению цели. Нет смысла говорить “Я знаю, ты старался”, если он неделю перед контрольной бил баклуши. Завышенная похвала обесценивает поощрения в принципе.

6. Смотрите, подходит ли ребенку то, чем он занимается. Да, конечно, поощрение должно поддерживать и стимулировать интерес ребенка к желательной активности. Но если вам приходится непрерывно в огромных дозах хвалить и поощрять, чтобы поддержать интерес ребенка к этой деятельности, подумайте, подходит ли она ему. Пожалуй, речь не идет о тех видах деятельности, которые вы считаете обязательными для жизни и развития ребенка. Но если их слишком много (или слишком мало), пересматривайте иногда список.

7. Не обесценивайте похвалы. Похвала вполне может войти в привычку. Если ребенок реально вовлечен в какое-то дело и ему вполне достаточно собственной мотивации, похвала тут совершенно лишняя. Все равно как вы будете сидеть напротив и умильно говорить “Ну как же ты прекрасно ешь шоколад!”.

8. Думайте о том, чего хотел достичь сам ребенок. Например, если ваш ребенок наконец-то выговорил слово “печенька” вместо того, чтобы кричать в экстазе “Ты сказал “печенька”! Милый, ты слышал, он сказал “печенька”!” дайте ребенку печенье, ведь он затратил столько усилий, чтобы получить желаемое, и именно печенье должно стать его поощрением. Старайтесь понять ребенка и помочь ему выразить то, что он пытается выразить. Это будет для него лучшей похвалой.

Читайте также:
Полезно ли мороженое при ангине?

9. Избегайте похвалы, которая сравнивает ребенка с другими. На первый взгляд сравнивать достижения ребенка с успехами его сверстников может показаться неплохой идеей. Исследования даже показывают, что такое сравнение может повышать мотивацию ребенка и удовольствие от выполнения задания.

Но тут есть две серьезных проблемы:

1. Похвала, замешанная на состязательности, продолжает действовать до тех пор, пока ребенок побеждает. Когда конкуренция исчезает, пропадает и мотивация. В сущности, дети, приученные к таким сравнительным похвалам, легко начинают ощущать себя несчастными неудачниками.

Был проведен следующий эксперимент:

Ученикам 4 и 5 классов предложили сложить паззл. По окончании задания они получали:

– Вообще никакой похвалы.

После этого дети получили следующее задание. По окончании этого задания они не получили никакой обратной связи.

Как же эта неопределенность повлияла на мотивацию детей?

Все зависело от предыдущего поощрения. Те, кто в первый раз получили сравнительную похвалу, резко теряли мотивацию. Те, кто получили конструктивную похвалу, показали усиление мотивации. Иными словами, история сравнительных похвал может аукнуться тем, что ребенок теряет мотивацию в ту же минуту, когда перестает обгонять сверстников.

*По какой-то причине в статье не указано, как на второе задание реагировали дети, не получившие похвалы вообще.

2. При использовании сравнительной похвалы целью становится победа в соревновании, а не мастерство.

Когда ребенок решает, что главная задача в том, чтобы “обставить” конкурентов, он теряет подлинный, имманентный (простите мой французский) интерес к делу, которое выполняет. Он мотивирован, пока это занятие помогает ему доказать, что он лучше всех.

Хуже того, ребенок может стать настолько помешанным на “победах”, что будет всеми силами избегать незнакомых областей, где он не может сразу стать победителем. Соответственно, он перестает учиться и развиваться. Зачем связываться с неизвестностью и рисковать провалом? Сравнительная похвала не готовит ребенка к встрече с неудачей. Вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, эти дети пасуют перед лицом поражения и чувствуют полную беспомощность.

10. Избегайте хвалить ребенка за какие-то и так присущие ему качества – красоту, острый ум, умение быстро находить контакт с людьми.

Согласно экспериментам дети, которых хвалили за их ум, избегали новых “рискованных” и сложных заданий. Вместо этого они предпочитали делать то, в чем уже преуспели, то, что кажется им легким. А дети, которых хвалили за приложенные усилия и за способность меняться, проявляли прямо противоположные склонности – они чаще брались за сложные задания, которые бросают вызов их возможностям. За дела, в которых можно чему-то научиться. Они гораздо более охотно придумывали новые стратегии, не оглядываясь на других.

Дети, которых хвалили за их качества, например, интеллект:

  • Чаще сдаются после одного поражения;
  • Чаще снижают уровень выполнения заданий после поражения;
  • Чаще неадекватны в оценке своих достижений.

Более того, любую неудачу они склонны воспринимать, как доказательство собственной тупости.

Очень важно понимать, что у ребенка разные потребности на разных этапах развития.

Маленькие дети остро нуждаются в одобрении и поддержке. Был проведен эксперимент, который подтвердил (кто бы сомневался?), что трехлетки гораздо активнее рискуют и изучают новые виды деятельности, если матери в возрасте двух лет поощряли их попытки к независимости.

Старшие дети с большим недоверием относятся к нашим попыткам их похвалить. Они очень чувствительны к тому, почему и зачем мы их хвалим. И склонны подозревать нас в манипуляциях или снисходительности (похвала свысока).

Итак, если кратко подытожить рекомендации американских ученых, получится следующее:

  • Будьте конкретны;
  • Будьте искренни;
  • Поощряйте новые виды деятельности;
  • Не хвалите за очевидное;
  • Хвалите за усилия и поощряйте удовольствие от самого процесса.

А от себя добавлю. Рекомендую широко пользоваться здравым смыслом и, переварив эту информацию, использовать то, что подходит именно вам. Суть любых знаний в расширении выбора. И, возможно, зайдя в очередной родительский “тупик”, вы вспомните что-то из прочитанного и захотите расширить свой репертуар. Удачи!

7 советов, как правильно хвалить ребенка

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Читайте также:
Подробная инструкция по применению Катадолона

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Новое видео:

Новое видео:

«Да в кого ты такой?!» Как правильно хвалить ребёнка или указать на проблему

В нашем обществе как-то не принято хвалить. Сделал плохо? Тебе об этом скажут обязательно. Хорошо? Так от тебя это и требовалось. В блоге благотворительного фонда «Шалаш» объясняют, как правильно давать обратную связь детям и взрослым.

Обратная связь — это форма общения, которая включает в себя не только комментарии по поводу работы, но и похвалу. Обратная связь нужна, чтобы выстроить диалог — обсудить и сильные, и слабые стороны, поблагодарить, поддержать.

Читайте также:
Лечение молочницы персиковым маслом

Взрослые недостаточно хвалят друг друга и забывают, что обратная связь — способ рассказать человеку, что у него или нее получается классно, как его вклад влияет на работу остальных и какие его качества делают общение приятным и полезным.

Для ребенка связь между действием и результатом неочевидна. Поэтому обратная связь от родителей и других значимых взрослых играет важную роль для детей. С помощью обратной связи формируется опыт успешности: когда старания детей замечают и обсуждают, это помогает им понять, что результат зависит не от везения и случайностей, а от их действий. Чтобы помогать человеку, обратная связь должна быть:

  • Понятной. Приводите аргументы и примеры
  • Поддерживающей. Уделяйте внимание тому, что получилось
  • Развивающей. Скажите о том, что и как можно улучшить
  • Безоценочной. Говорите о делах, а не человеке

1. Успокойтесь

Под воздействием сильных эмоций нам бывает сложно подобрать правильные слова или выделить главное. Мы можем обидеть человека, сказать лишнее или, наоборот, забыть сказать о важном. Обратную связь лучше давать, когда вы спокойны, вас ничего не тревожит и не отвлекает.

2. Подготовьтесь

В процессе разговора бывает трудно вспомнить детали и подробности. Подготовьтесь к нему заранее — запишите и структурируйте список того, что вы хотите обсудить, выделите самые важные мысли и подумайте о формулировках, которые не обидят собеседника. Чтобы проверить, что вы ничего не упустили, после составления списка можно отрепетировать разговор перед зеркалом или взять паузу, чтобы посмотреть на список свежим взглядом.

3. Договоритесь о разговоре

Предупредите человека о цели разговора и договоритесь о времени: «Я хочу обсудить, как прошла наша совместная поездка — что было здорово и что бы хотелось сделать иначе в другой раз. Ты сможешь завтра утром?». Вашему собеседнику будет комфортнее, если к разговору будете готовы не только вы, но и он. Дайте человеку возможность отказаться. Если он не нуждается в обратной связи или не готов к такому разговору — не давите и не настаивайте.

4. Уделите внимание положительной обратной связи

Важно замечать и озвучивать сильные стороны: что получается особенно хорошо, где и какой есть прогресс. Разговор об этом нужен не для того, чтобы смягчить критику. Это самостоятельная часть обратной связи, которая помогает человеку быть бережным к себе и не наказывать себя за ошибки. Не стесняйтесь сказать человеку, какие качества цените в нем больше всего и как ему удается проявлять их.

5. Не бойтесь сказать очевидные вещи

Иногда мы не хвалим других, потому что нам кажется, что люди и так знают, в чем их заслуга. Но чаще оказывается, что все наоборот — люди замечают за собой ошибки и недостатки, но им сложно похвалить себя и отметить, что у них получается хорошо. Положительная обратная связь может помочь человеку увидеть те качества и умения, которые ценят в нем окружающие, но не замечает он сам.

6. Говорите о словах и действиях, а не о человеке

Когда вы даете обратную связь, помните, что вы говорите не о человеке, а о его поступках или словах. Формулируйте фразы так, чтобы собеседник или собеседница понимали, что вы даете комментарии к действиям. «Ты все сделал неправильно» замените на «Я заметил, что этот вопрос решен не тем способом, который мы обсуждали». «Ты очень ответственная» — на «Я очень ценю то, как ответственно ты подошла к моей просьбе».

7. Говорите о фактах

Важно не обобщать, не оценивать и не сравнивать человека с другими. Вместо этого приводите в пример конкретные слова или действия человека. «Твоя презентация хорошая» меняем на «Мне понравилось, как ты упорядочила темы в презентации, это помогло сфокусироваться на главном». « Маша старается больше» заменим на «Твои результаты по этому предмету снизились по сравнению с прошлым семестром».

8. Обсудите итоги разговора

После того как вы дали обратную связь, предложите собеседнику обсудить ее. Возможно, он захочет задать уточняющие вопросы, возразить или поблагодарить вас. Даже если вы аккуратно подбирали слова, что-то из сказанного может задеть человека или быть воспринято не так, как вы предполагали. Если человек отреагировал остро, не спорьте о его эмоциях, а постарайтесь объяснить ситуацию или предложите сделать паузу и обсудить результат разговора позже.

Читайте также:
Частый кашель у взрослого

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация на обложке: Vectorium / Shutterstock

Как правильно хвалить ребенка: методика 6 стратегий от столичных психологов

9 августа 2021 года

Каждому человеку, независимо от возраста и пола, приятно слышать одобрение в свой адрес. Но особенно это важно для детей. Похвала — это отличный помощник в воспитании ребенка и в налаживании детско-родительских отношений. Как правильно хвалить чадо, рассказала специалист филиала «Тропарево-Никулино» центра социальной помощи семье и детям «Доверие» Татьяна Клемба.

В центр обратилась москвичка Оксана, которая одна воспитывает 14-летнюю дочь Марину. Женщине приходится много работать, чтобы обеспечить себя и ребенка. Иногда она настолько устает физически, что не хватает времени побыть с девочкой. На первой встрече со специалистом мама выглядела апатичной, словно и не проявляла интереса к школьным проблемам Марины и ее перспективам остаться на второй год.

В процессе работы с семьей специалист центра познакомил Оксану с методикой «6 стратегий похвалы» и предложил применить ее к дочери. С учетом состояния женщины это было то, что ей по силам.

Стратегия № 1: хвали, да не сравнивай

Если вы хотите воодушевить подростка, то сравнивать его с другими — плохая идея. Неважно, какие намерения вами движут, когда вы говорите ребенку: «Ты был там самым лучшим!», но этим вы показываете, что ваше восхищение зависит от его результатов на фоне других. Ничто не губит потенциал так, как похвала через сравнение. Хотя она и самая распространенная.

Стратегия № 2: ищи хорошее и хвали

Наш мозг фокусируется на том, что мы говорим и делаем. Слишком часто родители сначала обозначают слабые стороны ребенка, которые надо улучшать, и только потом уделяют внимание его сильным качествам. В этом случае мозг ребенка говорит ему, что родителю интересны не его достоинства, а недостатки. Потому он понимает, что его позитивное поведение не имеет значения. Но мы также должны осознавать: для улучшения наших слабостей и недостатков требуется не их игнорирование, а умственные способности, сила и энергия. Доступ к этим ресурсам обеспечивается похвалой. Именно она — топливо для нашего развития и роста.

Стратегия № 3: хвали не только результат, хвали процесс

Хвалите ребенка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но чадо поймет, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.

Стратегия № 4: хвали искренне

Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребенку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я правда горжусь тобой».

Стратегия № 5: после похвалы не критикуй

После похвалы ненароком может вылетать упрек или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.

Стратегия № 6: хвали прогресс

Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребенком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете его собственный прогресс. Неважно, о чем идет речь: об учебе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.

Оксана на протяжении трех месяцев применяла данные стратегии, следовала рекомендациям специалиста, и результат не заставил себя ждать. В общении Марины и ее мамы появилась теплота. Девочка стала больше улыбаться, появился интерес к учебе. Как-то Марина рассказала о том, как ей было приятно, что мама не отругала за плохой результат по контрольной: «Она сказала мне не расстраиваться и пошла жарить курицу! А раньше бы начала сразу кричать: «Ну вот, догулялась!» — комментирует специалист.

Читайте также:
Гнойник в паху: почему появляются и как лечить.

Часто, размышляя о воспитании детей, мы думаем понятиями системы «кнута и пряника»: и похвалить, и наказать. Но воспитание детей — это не дрессировка собак. Хвалить правильно — это большой и перспективный вклад в успешное будущее ребенка.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Как правильно хвалить ребенка?

Большинство современных родителей придерживаются позиции, что детей нужно как можно больше хвалить, чтобы поддерживать их самооценку и мотивацию достижения. По мнению психологов, правильная похвала действительно очень важна для малыша и является мощным мотивирующим фактором. Но иногда взрослые злоупотребляют формальной похвалой, в результате чего дети начинают воспринимать ее как должное и в некоторой степени становятся зависимыми он нее. В этой статье мы хотим поговорить с Вами о том, чем опасно слово «молодец», а также когда и как хвалить ребенка, чтобы это приносило ему только пользу.

Зачем нужно хвалить детей?

Каждый человек в той или иной степени получает удовольствие, когда его хвалят. Для маленьких детей похвала служит индикатором того, что он делает что-либо правильно. Вовремя произнесенная похвала помогает малышу поверить в свои силы и продолжить свои начинания. Для застенчивого ребенка похвала особенно важна, так как она создает основу для позитивной Я-концепции.

Дошкольники во многом узнают о себе со слов взрослых, поэтому для гармоничного развития личности очень важно принятие и поддержка.

Как не стоит хвалить ребенка, или чем опасно слово «молодец»

Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Чем же опасна формальная похвала?

Манипуляция. В настоящий момент популярна точка зрения, что ребенок гораздо более восприимчив к похвале, чем к наказаниям и критике. Такой подход действительно наиболее щадящий для психики дошкольников. Но придерживаясь современных тенденций, многие родители злоупотребляют похвалой в воспитательных целях и хвалят ребенка за каждое «правильное» действие. В результате похвала, возможно, неосознанно, становится способом манипуляции ребенком. Психологи называют такую тактику «подслащенным контролем», то есть стремлением сделать так, чтобы малыш соответствовал ожиданиям взрослых.

Снижение уровня притязаний. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. И чтобы не потерпеть неудачу, ребенок, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития.

Формирование зависимости от похвалы. Если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.

Потеря удовольствия от процесса. Ребенок заслуживает право на собственные эмоции и гордость за свои достижения. Но каждый раз, когда взрослый говорит малышу «молодец» или «умница», он транслирует ребенку, что он должен чувствовать. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от своих успехов. Гораздо лучше, если малыш воскликнет «У меня получилось!», чем «Ну как? Нравится?».

По мнению М. Монтессори, самой сильной мотивацией в детском возрасте является естественная потребность ребенка в познании. Для того чтобы замотивировать ребенка, не нужны оценивающие слова: достаточно лишь дать ему в руки новый незнакомый предмет.

Как хвалить ребенка, чтобы ему не навредить?

Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Чаще всего, хваля малыша, взрослые хотят таким образом поддержать его начинания, придать сил и выразить свое одобрение. Однако злоупотребление похвалой может привести к плачевным последствиям, о которых мы говорили ранее. Чтобы Ваша похвала достигла свое истинной цели и стала для ребенка мощным мотивирующим фактором, мы рекомендуем Вам придерживаться следующих принципов:

Будьте искренними. Дети чувствуют наигранность, поэтому неискренняя похвала может негативно отразиться на самооценке малыша и ваших с ним взаимоотношениях.

Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить ребенка (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).

Используйте безоценочные высказывания. Скажите то, что Вы видите: «Твой рисунок очень яркий», «Ты сам надел футболку», «Ты быстро справился с этим заданием». Так Вы сможете дать малышу понять, что Вы заметили его действия, но не будете навязывать ему свою оценку происходящего.

Читайте также:
К какому врачу нужно идти если выпадают волосы

Важно различать слова оценки и слова поддержки. Используя слова из первой категории («Молодец!», «Здорово», «Красиво!») мы даем свою оценку действиям ребенка, тем самым как бы выступая в роли судьи. В то же время при помощи слов-поддержки («Мне это нравится», «По-моему, очень интересно!») мы описываем свои чувства по поводу происходящего, что более значимо для ребенка.

Не хвалите малыша за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить ребенка критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.

Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.

Задавайте вопросы: «Как ты думаешь, ты сегодня хорошо постаралась?», «Что тебе больше всего запомнилось в твоем выступлении?» и так далее.

Остерегайтесь хвалить малыша за то, что он и так любит или хорошо умеет делать. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Похвала-сравнение вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у малыша что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.

Выводы

В последнее время многие родители придерживаются мнения, что детей в воспитательных целях детей нужно не ругать, а как можно чаще хвалить. Самой распространенной похвалой является слово «Молодец!», которое произносится по поводу и без. В этой статье мы рассказали Вам, чем может быть опасно злоупотребление оценочными высказывания, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша. Похвалу нужно использовать с умом, и не забывать, что дети зачастую нуждаются не в похвале, а в безусловном принятии и поддержке.

Заключение

В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» правила похвалы соблюдаются особенно пристально. Монтессори-педагоги чутко относятся к каждому ребенку, поэтому от них нельзя услышать просто «Молодец!». Похвала должна быть искренней и конкретной («Мне нравится, как ты аккуратно написал эту букву»). На занятиях исключены любые сравнения малыша с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику ребенка («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – не препятствовать естественной познавательной мотивации малышей и бережно направлять их деятельность, если это необходимо. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка»

Светлана Гринева
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка»

Известный психотерапевт В.Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых родителей должны стать девизом их семейной психологии. Но если задуматься об абсолютном применении такого подхода к воспитанию, то можно кое с чем поспорить. Далеко не всегда похвала, выраженная не вовремя и неумело, поможет ребенку правильно оценить свои возможности и в дальнейшем продолжать осознанно совершать хорошие поступки. Иногда похвала может стать толчком для развития в малыше эгоизма и завышенной самооценки.

Между тем, характеры детей, лишенных ласки и одобрения взрослых, формируются весьма негармонично.Так что же лучше: хвалить ребенка за все подряд или воздерживаться от слов поддержки?Ответ вполне ожидаем: хвалить ребенка нужно, но правильно. А как?

Для чего нужна похвала? Как правильно хвалить?

Для многих родителей обязательность похвалы ребенка очевидна: ведь мир настолько жесток! Жизненные реалии, к сожалению, больше критикуют, наказывают, чем поощряют. Поэтому когда, как не в детстве, окружать ребенка теплом, вниманием, лаской и хвалить, хвалить, хвалить…

Доля правды в таком подходе есть. Вовремя и умело сказанная похвала запомнится ребенку надолго, и он захочет не раз повторить свой успех. И тем эффективней это будет, чем лучше он осознает причину такого позитивного отношения взрослых к себе и своему поступку. Ребенок с самого раннего возраста начинает уважать себя, его самооценка повышается, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Он способен мечтать, ставить перед собой цели и достигать их или, по крайне мере, стремиться к их достижению.

Читайте также:
Что такое лецитин? Это здоровый организм!

Корректная выстроенная политика похвалы помогает не отчаиваться в случае неудач. Память о своей успешности в каких-то начинаниях работает на подсознательном уровне во всех ситуациях. Не получается? Надо постараться – и получится. Нет сил? Пройдет время – и появятся. Не решается проблема? Не опускай руки и успех не за горами!

Ребенок, который знает, что такое поощрение родителей и окружающих, способен во взрослой жизни добиться многих высот, преодолеть любые трудности, ставя при этом перед собой амбициозные, но реально достижимые цели.

Семь рекомендаций для правильной похвалы:

Да, правильно похвалить ребенка – значит зачастую, совершить чудо, сделать прочный зачин на успешное будущее. Но если взрослые не умеют хвалить? Не знают, как это делать, когда и для чего? Тогда есть опасность того, что все, казалось бы, добрые начинания взрослых посеют не позитив в характере малыша, а совсем наоборот – усложнят жизнь ребенка, негативно повлияют на его позиционирование в социуме.

Детские психологи предлагают целый ряд рекомендаций для эффективной похвалы ребенка. Умело используя каждое из них в разных ситуациях, можно добиться поразительных результатов!

1. Хвалите ребёнка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что он именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок,обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая».Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращённая к маленькому ребёнку похвала должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш,например: «Это очень не просто – нарисовать птичку».

2. Подкрепляйте похвалуневербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребёнка не менее четырёх раз в день.

3. Не сравнивайте ребёнка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать своё дитя с другими, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда Хвалите ребёнка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нём чувство превосходства.

4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребёнок будет ожидать поощрения чуть ли не за каждое своё действие. А в случае, если не дождётся, будет в недоумении и растерянности.

5. Старайтесь различать в похвале, что ребёнку удаётся с лёгкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. д.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребёнка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдаётся.

6. Не надо обещать ребёнку, что из него вырастет великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдались. Но это не значит,что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей».

7. Если вы уже похвалили ребёнка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Консультация для родителей «Как часто хвалить ребёнка?» Детей надо хвалить часто -но не бездумно. Уместная похвала должна не только доставлять ребёнку радость, но и воспитывать его. Когда хвалишь.

Консультация для педагогов «Как правильно организовать родительское собрание» «Как правильно организовать родительское собрание» Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями. Одна из задач общения воспитателя.

Консультация для педагогов и родителей о том, как добиться реакции у ребенка с РАС Как добиться реакции от ребенка с аутизмом? как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции Люди с аутизмом.

Читайте также:
Как принимать лекарство омник при простатите

Консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка зимой?» Как правильно одевать ребенка зимой? Любая мама знает простую истину – чтобы ребенок был здоровым, нужно чтобы он чаще бывал на свежем воздухе.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ложку». Младшая группа Для детей-дошкольников действия с предметами (и с ложкой в том числе) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности.

Консультация для родителей «Как правильно дышать на морозе?» Настали морозные зимние дни, и, выходя на улицу, мы все чаще встречаем людей, лица которых закрыты шарфом или варежкой. Но это неправильно.

Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка ПДД» Консультация для родителей Родителям – как правильно научить ребенка ПДД Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали.

Консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка зимой» Как правильно одевать ребенка зимой. Разработала: Бурахина Ксения Алесеевна, воспитатель подготовительной группы МКОУ “Прогимназия№1” Собираемся.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Консультация для родителей на тему: “Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?” На первый взгляд легко. Надо только познакомить.

Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка» Как правильно одеть ребенка Правильно одеть ребенка – значит в большой степени обезопасить его от простудных заболеваний, дать возможность.

Не умный, а старательный! Как правильно хвалить ребенка?

Когда речь заходит о похвале, часто родители делятся на два лагеря. Первые утверждают, что без похвалы не вырастить ни одного лидера или просто уверенного в себе человека. Другие уверены в том, что похвала лишает самомотивации и самокритики. Как же правильно хвалить ребенка?

Что говорят исследователи

Американский психоаналитик, автор книги «Искусство жить» Стивен Гросс — один из «исследователей похвалы». Посвятив этой теме годы, Гросс обнаружил: вопреки ожиданиям взрослых, хвалебная речь в адрес ребенка зачастую не только не придает ему уверенности в себе, но также может вызывать обратный эффект.

Вот как это работает.

В 1998 году психологами Кэролл Двэк и Клаудией Мюллер было проведено научное исследование, в котором приняли участие 128 детей в возрасте 10-11 лет. Смысл проведенной работы сводился к тому, чтобы пронаблюдать связь между разными видами похвалы и возникающей мотивацией к делу.

В первом этапе эксперимента детей попросили решить ряд сложных математических задач, после чего одна часть испытуемых была похвалена за ум («Ты умный»), а вторая — за способность к стараниям («Ты отлично постарался»).

На втором этапе детям предложили выполнить новые задачи.

Результатом исследования стала очевидная разница в выполнении новых заданий между теми детьми, у которых отметили интеллект, и теми, кого выделили за старания, — последние добились наилучших результатов.

Почему так произошло?

Приятное волнение от чувства собственной особенности, вызванное похвалой «Ты умный», вскоре сменилось тревожным напряжением. Все внимание «умных» детей захватила боязнь потерять свой высокий статус, которым их наделил взрослый. Дети чувствовали свою ответственность и в то же время беспомощность — ведь провал означал бы для них утрату выделенного индивидуального качества. В таком напряжении решать задачи становится значительно труднее.

Что же чувствовали дети из второй категории? В их случае самооценка не была в опасности, их похвалили лишь за старания, а своими стараниями они управляют самостоятельно. Значит, ситуация зависела от них самих и провал не означал бы потерю индивидуальных качеств. «Старательные» дети знали: неудача может быть исправлена, если приложить еще больше стараний. Кроме того, ученые отметили: эти дети проявили значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач.

Почему мы хвалим наших детей?

Кроме искреннего восхищения своим ребенком у родителей есть также и свои личные, бессознательные причины для того, чтобы хвалить. Вот некоторые из них:

  • Говоря нашим детям слова, содержащие положительную оценку, мы хвалим себя — как родителей, способных воспитать такого великолепного ребенка. Это наш способ морально вознаградить себя за ресурсы, вложенные в наших детей. В этом случае по-настоящему похвала нужна именно нам, а не нашим детям.
  • Восклицая «Ты молодец!» родитель бессознательно хвалит ребенка именно за удовлетворение его собственных родительских желаний и ожиданий. Мы словно говорим: «Я чувствую себя хорошо и спокойно, когда ты так делаешь» или «Ты сделал именно то, чего я от тебя ожидал». Этот формат не способствует развитию, не делает из ребенка думающего человека, а только формирует рефлекс того поведения, которое нравится родителю.
  • Иногда мы хвалим для того, чтобы показать самим себе, как сильно мы отличаемся от наших родителей, которые могли сказать в наш адрес что-то нелестное.
Читайте также:
Лечение угрей на лице в домашних условиях

Как быть с похвалой?

Бесспорно, ребенку очень нужна позитивная обратная связь от родителей и похвала является методом позитивного подкрепления — мы поощряем словом за действия или поступки, которые хотим, чтобы ребенок продолжал выполнять.

Делая это более осознанно, мы сможем избежать побочных эффектов от похвалы и сделать её более эффективной для ребёнка. Как же правильно хвалить?

1. Следить за фокусом своей похвалы

Как не нужно. Когда мы говорим «Ты замечательно справился, ты очень умный», наши слова — своеобразное «поглаживание эго» ребенка, они как бы награждают его правом расслабиться. Что здесь плохого? Как мы уже отметили, эти слова не мотивируют ребенка выполнить задачу еще лучше. Более того, в следующий раз причиной неудачи для ребенка будет нехватка интеллектуальных качеств: не смог — значит, «не умный».

Как правильно? Такое поощрение, как «Ты замечательно справился, тебе пришлось очень серьезно потрудиться» возвышает реальные волевые заслуги ребенка, что повышает его стремление в будущем продолжать проявлять упорство в делах, а неудачи будут восприняты им только как недостаточное старание со своей стороны.

2. Выбирать правильное поощрение

Помните, когда спортивные тренировки оправдывают лакомства, вы набираете вес, вместо того, чтобы сбрасывать его. Именно поэтому так важно выбрать правильное поощрение, не идущее вразрез с самой целью.

Как не нужно. Пример неправильного поощрения: «Если ты выполнишь все примеры без ошибок, я разрешу тебе сегодня играть в компьютерные игры без ограничений».

Как правильно? Пример правильного поощрения: «Если ты будешь ходить на тренировки по боксу более трех месяцев без прогулов, я куплю тебе самые лучшие боксерские перчатки или оплачу расходы на поездку на соревнования».

3. Проявлять интерес к деятельности ребенка, а не к его успехам

Как не нужно. Рассматривая детский рисунок, попробуйте не оценивать его фразами «Красиво!» или «Как здорово!»

Как правильно? Постарайтесь рассмотреть рисунок как следует и делитесь с ребёнком тем, что вы видите на нём, а также задавайте вопросы. Так вы начнете присутствовать в его мире, и именно такое присутствие помогает ребёнку понять, что он вызывает у вас интерес, что вы думаете о нём.

Внимание взрослого к ребенку повышает самооценку ребенка и утверждает его в собственной значимости. Говоря с ребенком о его увлечениях, учебе, тренировках не забывайте проявлять интерес к самому ребенку, не фокусируясь только на его достижениях в деле. В конце концов, это лишь одна деталь целого пазла его внутреннего мира.

4. Оставлять ребенку шанс самому оценивать свои поступки

Как не нужно. Пристрастием давать положительную оценку ребенку («Молодец!») по каждому поводу мы формируем у него зависимость от похвалы. Ребенок начинает ориентироваться на нашу оценку и считать правильным поступком только тот, за который его похвалили или похвалят. Так он теряет уверенность в себе, ощущает потерю смысла собственной деятельности без одобрения со стороны. Его поступки уже не хороши сами по себе, а нужны только для того, чтобы получить одобрение мамы. Происходит обесценивание эмоций ребенка, полученных от самого действия, он начинает думать примерно в таком ключе: «Не важно какие я испытывал чувства, когда делал это и мотивы моих действий тоже не важны, важно только то, что мама довольна».

Как правильно? Оставляйте пространство для того, чтобы ребенок мог сам думать и оценивать свои действия и поступки. Не стремитесь к тому, чтобы оценивать каждый его шаг. Применяйте похвалу только в особенных случаях, когда ребенок делает что-то по-настоящему сложное для его возраста, делится своими игрушками или проявляет терпение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: