Как правильно хвалить ребенка

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка»

Светлана Гринева
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка»

Известный психотерапевт В.Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых родителей должны стать девизом их семейной психологии. Но если задуматься об абсолютном применении такого подхода к воспитанию, то можно кое с чем поспорить. Далеко не всегда похвала, выраженная не вовремя и неумело, поможет ребенку правильно оценить свои возможности и в дальнейшем продолжать осознанно совершать хорошие поступки. Иногда похвала может стать толчком для развития в малыше эгоизма и завышенной самооценки.

Между тем, характеры детей, лишенных ласки и одобрения взрослых, формируются весьма негармонично.Так что же лучше: хвалить ребенка за все подряд или воздерживаться от слов поддержки?Ответ вполне ожидаем: хвалить ребенка нужно, но правильно. А как?

Для чего нужна похвала? Как правильно хвалить?

Для многих родителей обязательность похвалы ребенка очевидна: ведь мир настолько жесток! Жизненные реалии, к сожалению, больше критикуют, наказывают, чем поощряют. Поэтому когда, как не в детстве, окружать ребенка теплом, вниманием, лаской и хвалить, хвалить, хвалить…

Доля правды в таком подходе есть. Вовремя и умело сказанная похвала запомнится ребенку надолго, и он захочет не раз повторить свой успех. И тем эффективней это будет, чем лучше он осознает причину такого позитивного отношения взрослых к себе и своему поступку. Ребенок с самого раннего возраста начинает уважать себя, его самооценка повышается, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Он способен мечтать, ставить перед собой цели и достигать их или, по крайне мере, стремиться к их достижению.

Корректная выстроенная политика похвалы помогает не отчаиваться в случае неудач. Память о своей успешности в каких-то начинаниях работает на подсознательном уровне во всех ситуациях. Не получается? Надо постараться – и получится. Нет сил? Пройдет время – и появятся. Не решается проблема? Не опускай руки и успех не за горами!

Ребенок, который знает, что такое поощрение родителей и окружающих, способен во взрослой жизни добиться многих высот, преодолеть любые трудности, ставя при этом перед собой амбициозные, но реально достижимые цели.

Семь рекомендаций для правильной похвалы:

Да, правильно похвалить ребенка – значит зачастую, совершить чудо, сделать прочный зачин на успешное будущее. Но если взрослые не умеют хвалить? Не знают, как это делать, когда и для чего? Тогда есть опасность того, что все, казалось бы, добрые начинания взрослых посеют не позитив в характере малыша, а совсем наоборот – усложнят жизнь ребенка, негативно повлияют на его позиционирование в социуме.

Детские психологи предлагают целый ряд рекомендаций для эффективной похвалы ребенка. Умело используя каждое из них в разных ситуациях, можно добиться поразительных результатов!

1. Хвалите ребёнка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что он именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок,обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая».Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращённая к маленькому ребёнку похвала должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш,например: «Это очень не просто – нарисовать птичку».

2. Подкрепляйте похвалуневербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребёнка не менее четырёх раз в день.

3. Не сравнивайте ребёнка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать своё дитя с другими, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда Хвалите ребёнка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нём чувство превосходства.

4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребёнок будет ожидать поощрения чуть ли не за каждое своё действие. А в случае, если не дождётся, будет в недоумении и растерянности.

5. Старайтесь различать в похвале, что ребёнку удаётся с лёгкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. д.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребёнка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдаётся.

6. Не надо обещать ребёнку, что из него вырастет великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдались. Но это не значит,что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей».

7. Если вы уже похвалили ребёнка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Консультация для родителей «Как часто хвалить ребёнка?» Детей надо хвалить часто -но не бездумно. Уместная похвала должна не только доставлять ребёнку радость, но и воспитывать его. Когда хвалишь.

Консультация для педагогов «Как правильно организовать родительское собрание» «Как правильно организовать родительское собрание» Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями. Одна из задач общения воспитателя.

Консультация для педагогов и родителей о том, как добиться реакции у ребенка с РАС Как добиться реакции от ребенка с аутизмом? как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции Люди с аутизмом.

Консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка зимой?» Как правильно одевать ребенка зимой? Любая мама знает простую истину – чтобы ребенок был здоровым, нужно чтобы он чаще бывал на свежем воздухе.

Читайте также:
Келтикан: инструкция по применению

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ложку». Младшая группа Для детей-дошкольников действия с предметами (и с ложкой в том числе) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности.

Консультация для родителей «Как правильно дышать на морозе?» Настали морозные зимние дни, и, выходя на улицу, мы все чаще встречаем людей, лица которых закрыты шарфом или варежкой. Но это неправильно.

Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка ПДД» Консультация для родителей Родителям – как правильно научить ребенка ПДД Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали.

Консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка зимой» Как правильно одевать ребенка зимой. Разработала: Бурахина Ксения Алесеевна, воспитатель подготовительной группы МКОУ “Прогимназия№1” Собираемся.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Консультация для родителей на тему: “Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?” На первый взгляд легко. Надо только познакомить.

Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка» Как правильно одеть ребенка Правильно одеть ребенка – значит в большой степени обезопасить его от простудных заболеваний, дать возможность.

Анна Зарембо. Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии.

“Молодец!”, “Потрясающе!”, “Дай пять!”, “Какая красота!”, эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто. Похвала, например, может быть манипуляцией, заставляющей ребенка делать именно то, чего хочет взрослый, похвала может снизить мотивацию и украсть ощущение победы. Вот так-то.

Оказывается ученые давно и серьезно дискутируют по этому поводу. Попробуем разобраться. Сразу оговорюсь, речь идет об исследованиях американских ученых. Самые свежие научные статьи на эту тему, которые я отыскала, относятся к 2013г.

Оказывается выражения “хороший мальчик”, “хорошая девочка” употребляются где-то с середины 19 века (всего лишь!), а идея использования похвалы для мотивации детей реально взята на вооружение после публикации “Психологии самооценки” в 1969г. Книга предполагает, что многие проблемы американского общества связаны с пониженной самооценкой среднего американца. По мнению авторов похвалы должны повысить самооценку ребенка и с тех пор тысячи научных статей пропагандируют пользу похвалы в деле повышения мотивации детей и школьных успехов.

С 60 годов стали придавать большее значение похвале в работе с детьми с особыми потребностями, поскольку исследования (особенно поведенческих психологов) показали ее положительный эффект. Многие программы работы с такими детьми до сих пор используют систему поощрений, поскольку она позволяет предупредить:

  • “Обученную беспомощность” – когда ребенок раз за разом повторяет негативный опыт и проникается идеей, что у него нет никакого влияния на результат. В этих случаях похвала может поддержать ребенка и стимулировать к дальнейшему обучению.
  • Преодоление трудностей – когда определенное поведение вознаграждается “положительным подкреплением” (поощрением или похвалой) и это дает ребенку мотивацию продолжать это делать. Если же такое поведение игнорируется, мотивация резко падает.

Оборотная сторона похвалы

В 80 и 90 годах прошлого века ученые начали дискуссию о том, что похвала может “размывать” мотивацию ребенка, давить на него, не давать ему принимать рискованные решения (чтобы не рисковать репутацией) и понижать уровень независимости. Альфи Коэн, исследовавший эту тему, объясняет, почему похвала может быть разрушительной для ребенка. По его мнению поощрение:

    Манипулирует ребенком, заставляя его подчиняться желаниям взрослых. На короткой дистанции это работает неплохо, так как дети стремятся получить одобрение взрослых. Но, возможно, это приводит к большей их зависимости;Создает наркоманов похвалы. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на свои суждения;Крадет у ребенка удовольствие – ребенок заслуживает того, чтобы просто наслаждаться удовольствием от того, что “Я это сделал!”, вместо того, чтобы ждать оценки. Многие люди не задумываются о том, что слова “Отличная работа!” это оценка в той же мере, как и “Отвратительная работа!”;Понижает интерес – исследования показывают, что у детей снижается интерес к деятельности, за которую они получают поощрение. Вместо интереса к самой деятельности дети начинают проявлять куда больше интереса к поощрению;Снижает уровень успехов – дети, которых поощрили за выполнение творческой работы, часто терпят неудачу в следующей попытке. Возможно, это происходит потому, что ребенок очень боится “не соответствовать” своему уровню, а возможно, он теряет интерес к самой работе, думая только о поощрении. Такие дети не склонны “рисковать” в новых творческих работах, опасаясь не получить на сей раз положительной оценки. Также было выявлено, что ученики, которых часто хвалят, больше пасуют перед лицом трудностей.

В некоторых культурах, например в Восточной Азии, похвала вещь редкая. Несмотря на это, дети гораздо более мотивированы. Более того, например, в Германии, Польше или Франции выражения “хороший мальчик”, “хорошая девочка” не используются в разговоре.

Не все йогурты одинаково вредны

Исследования показывают, что разные типы поощрений оказывают разное влияние на детей. Ученые различают “личностную похвалу” и “конструктивную похвалу”.

    Личностная похвала имеет отношение к характеристикам данного человека, например, к интеллекту. Она оценивает ребенка в общем: хороший, умный, яркая личность. Например: “Ты хорошая девочка!”, “Ты молодец!”, “Я тобой очень горжусь!”. Исследования показывают, что такие похвалы концентрируют внимание учащихся на внешних результатах, и побуждают их постоянно сравнивать свои результаты с другими.Конструктивная похвала имеет отношение к усилиям ребенка и фокусируется на процессе работы, подготовки и реальных результатах работы. Например, “Я знаю, как долго ты готовился”, “Я видела, как тщательно ты строил башню”, “Начало сочинения вышло захватывающим”. Конструктивная похвала стимулирует в ребенке развитие гибкого ума, стремление к учебе, умение противостоять собственным слабостям и отвечать на вызов.
Читайте также:
Как увеличить количество спермы?

И как же нам хвалить детей?

Вопрос, конечно, не в том, хвалить ли нам наших детей, а в том, как их хвалить? Исследования ученых показывают, что конструктивная похвала побуждает ребенка работать больше, учиться, исследовать мир и позволяет здраво взглянуть на собственные возможности. Кроме того, искренняя похвала, которая отражает реальные ожидания, может повысить самооценку ребенка.

А теперь несколько практических советов о том, как хвалить детей.

1. Описывайте поведение и усилия, проделанные ребенком, а не оценивайте его в общем. Фразы типа “Хорошая девочка” или “Хорошая работа” не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого скажите, что вы видите, избегая оценочных слов. Например: “У тебя в рисунке много ярких цветов” или “Ты построил такую высокую башню”. Даже простое “Ты это сделал!” обеспечивает ребенку знание о том, что вы заметили его усилия, но при этом вы не выставляете ему отметок.

2. Ученые считают, что любое позитивное внимание к желаемому поведению дает весьма неплохой эффект. Поощрительные описания типа “я видел, как долго ты собирал этот паззл” или “Ого! Ты дал брату поиграть своей новой игрушкой” говорят ребенку о том, что родители ценят его усилия, попытки наладить общение и взаимопонимание. Многое зависит от тона, каким это сказано.

3. Избегайте хвалить ребенка за то, что не стоило ему никаких усилий или за решение задач, в которых в принципе невозможно допустить ошибку. Это не значит, что нужно говорить “Ну, с этим и любой младенец справится!”, просто не хвалите, потому что это может побудить ребенка избегать трудных заданий.

4. Будьте осторожны, когда хотите похвалить ребенка, который только что пережил неудачу или допустил ошибку. Похвалы типа “Отлично. Ты сделал все, что мог”, часто воспринимаются как жалость. Такое поощрение может укрепить веру ребенка в то, что он допустил ошибку из-за своих ограниченных возможностей или интеллекта (и тут делу не поможешь), а не из-за недостаточных усилий (а тут вполне есть над чем работать). В то же время сказать ребенку “Старайся лучше!” не означает дать ему конкретную информацию, как же именно стараться. Лучше прибегнуть к конструктивной похвале и конкретно указать, что же именно удалось ребенку в этот раз. Например, “Ты упустил мяч, но в этот раз ты его почти поймал”.

5. Похвала должна быть честной. Она действительно должна отражать реальные усилия ребенка по достижению цели. Нет смысла говорить “Я знаю, ты старался”, если он неделю перед контрольной бил баклуши. Завышенная похвала обесценивает поощрения в принципе.

6. Смотрите, подходит ли ребенку то, чем он занимается. Да, конечно, поощрение должно поддерживать и стимулировать интерес ребенка к желательной активности. Но если вам приходится непрерывно в огромных дозах хвалить и поощрять, чтобы поддержать интерес ребенка к этой деятельности, подумайте, подходит ли она ему. Пожалуй, речь не идет о тех видах деятельности, которые вы считаете обязательными для жизни и развития ребенка. Но если их слишком много (или слишком мало), пересматривайте иногда список.

7. Не обесценивайте похвалы. Похвала вполне может войти в привычку. Если ребенок реально вовлечен в какое-то дело и ему вполне достаточно собственной мотивации, похвала тут совершенно лишняя. Все равно как вы будете сидеть напротив и умильно говорить “Ну как же ты прекрасно ешь шоколад!”.

8. Думайте о том, чего хотел достичь сам ребенок. Например, если ваш ребенок наконец-то выговорил слово “печенька” вместо того, чтобы кричать в экстазе “Ты сказал “печенька”! Милый, ты слышал, он сказал “печенька”!” дайте ребенку печенье, ведь он затратил столько усилий, чтобы получить желаемое, и именно печенье должно стать его поощрением. Старайтесь понять ребенка и помочь ему выразить то, что он пытается выразить. Это будет для него лучшей похвалой.

9. Избегайте похвалы, которая сравнивает ребенка с другими. На первый взгляд сравнивать достижения ребенка с успехами его сверстников может показаться неплохой идеей. Исследования даже показывают, что такое сравнение может повышать мотивацию ребенка и удовольствие от выполнения задания.

Но тут есть две серьезных проблемы:

1. Похвала, замешанная на состязательности, продолжает действовать до тех пор, пока ребенок побеждает. Когда конкуренция исчезает, пропадает и мотивация. В сущности, дети, приученные к таким сравнительным похвалам, легко начинают ощущать себя несчастными неудачниками.

Был проведен следующий эксперимент:

Ученикам 4 и 5 классов предложили сложить паззл. По окончании задания они получали:

– Вообще никакой похвалы.

После этого дети получили следующее задание. По окончании этого задания они не получили никакой обратной связи.

Как же эта неопределенность повлияла на мотивацию детей?

Все зависело от предыдущего поощрения. Те, кто в первый раз получили сравнительную похвалу, резко теряли мотивацию. Те, кто получили конструктивную похвалу, показали усиление мотивации. Иными словами, история сравнительных похвал может аукнуться тем, что ребенок теряет мотивацию в ту же минуту, когда перестает обгонять сверстников.

*По какой-то причине в статье не указано, как на второе задание реагировали дети, не получившие похвалы вообще.

2. При использовании сравнительной похвалы целью становится победа в соревновании, а не мастерство.

Когда ребенок решает, что главная задача в том, чтобы “обставить” конкурентов, он теряет подлинный, имманентный (простите мой французский) интерес к делу, которое выполняет. Он мотивирован, пока это занятие помогает ему доказать, что он лучше всех.

Хуже того, ребенок может стать настолько помешанным на “победах”, что будет всеми силами избегать незнакомых областей, где он не может сразу стать победителем. Соответственно, он перестает учиться и развиваться. Зачем связываться с неизвестностью и рисковать провалом? Сравнительная похвала не готовит ребенка к встрече с неудачей. Вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, эти дети пасуют перед лицом поражения и чувствуют полную беспомощность.

Читайте также:
Анализы на хламидиоз — как сдать

10. Избегайте хвалить ребенка за какие-то и так присущие ему качества – красоту, острый ум, умение быстро находить контакт с людьми.

Согласно экспериментам дети, которых хвалили за их ум, избегали новых “рискованных” и сложных заданий. Вместо этого они предпочитали делать то, в чем уже преуспели, то, что кажется им легким. А дети, которых хвалили за приложенные усилия и за способность меняться, проявляли прямо противоположные склонности – они чаще брались за сложные задания, которые бросают вызов их возможностям. За дела, в которых можно чему-то научиться. Они гораздо более охотно придумывали новые стратегии, не оглядываясь на других.

Дети, которых хвалили за их качества, например, интеллект:

  • Чаще сдаются после одного поражения;
  • Чаще снижают уровень выполнения заданий после поражения;
  • Чаще неадекватны в оценке своих достижений.

Более того, любую неудачу они склонны воспринимать, как доказательство собственной тупости.

Очень важно понимать, что у ребенка разные потребности на разных этапах развития.

Маленькие дети остро нуждаются в одобрении и поддержке. Был проведен эксперимент, который подтвердил (кто бы сомневался?), что трехлетки гораздо активнее рискуют и изучают новые виды деятельности, если матери в возрасте двух лет поощряли их попытки к независимости.

Старшие дети с большим недоверием относятся к нашим попыткам их похвалить. Они очень чувствительны к тому, почему и зачем мы их хвалим. И склонны подозревать нас в манипуляциях или снисходительности (похвала свысока).

Итак, если кратко подытожить рекомендации американских ученых, получится следующее:

  • Будьте конкретны;
  • Будьте искренни;
  • Поощряйте новые виды деятельности;
  • Не хвалите за очевидное;
  • Хвалите за усилия и поощряйте удовольствие от самого процесса.

А от себя добавлю. Рекомендую широко пользоваться здравым смыслом и, переварив эту информацию, использовать то, что подходит именно вам. Суть любых знаний в расширении выбора. И, возможно, зайдя в очередной родительский “тупик”, вы вспомните что-то из прочитанного и захотите расширить свой репертуар. Удачи!

7 советов, как правильно хвалить ребенка

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
Читайте также:
Йодид Калия: инструкция по применению, цена, отзывы

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Новое видео:

Новое видео:

«Да в кого ты такой?!» Как правильно хвалить ребёнка или указать на проблему

В нашем обществе как-то не принято хвалить. Сделал плохо? Тебе об этом скажут обязательно. Хорошо? Так от тебя это и требовалось. В блоге благотворительного фонда «Шалаш» объясняют, как правильно давать обратную связь детям и взрослым.

Обратная связь — это форма общения, которая включает в себя не только комментарии по поводу работы, но и похвалу. Обратная связь нужна, чтобы выстроить диалог — обсудить и сильные, и слабые стороны, поблагодарить, поддержать.

Взрослые недостаточно хвалят друг друга и забывают, что обратная связь — способ рассказать человеку, что у него или нее получается классно, как его вклад влияет на работу остальных и какие его качества делают общение приятным и полезным.

Для ребенка связь между действием и результатом неочевидна. Поэтому обратная связь от родителей и других значимых взрослых играет важную роль для детей. С помощью обратной связи формируется опыт успешности: когда старания детей замечают и обсуждают, это помогает им понять, что результат зависит не от везения и случайностей, а от их действий. Чтобы помогать человеку, обратная связь должна быть:

  • Понятной. Приводите аргументы и примеры
  • Поддерживающей. Уделяйте внимание тому, что получилось
  • Развивающей. Скажите о том, что и как можно улучшить
  • Безоценочной. Говорите о делах, а не человеке

1. Успокойтесь

Под воздействием сильных эмоций нам бывает сложно подобрать правильные слова или выделить главное. Мы можем обидеть человека, сказать лишнее или, наоборот, забыть сказать о важном. Обратную связь лучше давать, когда вы спокойны, вас ничего не тревожит и не отвлекает.

2. Подготовьтесь

В процессе разговора бывает трудно вспомнить детали и подробности. Подготовьтесь к нему заранее — запишите и структурируйте список того, что вы хотите обсудить, выделите самые важные мысли и подумайте о формулировках, которые не обидят собеседника. Чтобы проверить, что вы ничего не упустили, после составления списка можно отрепетировать разговор перед зеркалом или взять паузу, чтобы посмотреть на список свежим взглядом.

3. Договоритесь о разговоре

Предупредите человека о цели разговора и договоритесь о времени: «Я хочу обсудить, как прошла наша совместная поездка — что было здорово и что бы хотелось сделать иначе в другой раз. Ты сможешь завтра утром?». Вашему собеседнику будет комфортнее, если к разговору будете готовы не только вы, но и он. Дайте человеку возможность отказаться. Если он не нуждается в обратной связи или не готов к такому разговору — не давите и не настаивайте.

4. Уделите внимание положительной обратной связи

Важно замечать и озвучивать сильные стороны: что получается особенно хорошо, где и какой есть прогресс. Разговор об этом нужен не для того, чтобы смягчить критику. Это самостоятельная часть обратной связи, которая помогает человеку быть бережным к себе и не наказывать себя за ошибки. Не стесняйтесь сказать человеку, какие качества цените в нем больше всего и как ему удается проявлять их.

5. Не бойтесь сказать очевидные вещи

Иногда мы не хвалим других, потому что нам кажется, что люди и так знают, в чем их заслуга. Но чаще оказывается, что все наоборот — люди замечают за собой ошибки и недостатки, но им сложно похвалить себя и отметить, что у них получается хорошо. Положительная обратная связь может помочь человеку увидеть те качества и умения, которые ценят в нем окружающие, но не замечает он сам.

6. Говорите о словах и действиях, а не о человеке

Когда вы даете обратную связь, помните, что вы говорите не о человеке, а о его поступках или словах. Формулируйте фразы так, чтобы собеседник или собеседница понимали, что вы даете комментарии к действиям. «Ты все сделал неправильно» замените на «Я заметил, что этот вопрос решен не тем способом, который мы обсуждали». «Ты очень ответственная» — на «Я очень ценю то, как ответственно ты подошла к моей просьбе».

7. Говорите о фактах

Важно не обобщать, не оценивать и не сравнивать человека с другими. Вместо этого приводите в пример конкретные слова или действия человека. «Твоя презентация хорошая» меняем на «Мне понравилось, как ты упорядочила темы в презентации, это помогло сфокусироваться на главном». « Маша старается больше» заменим на «Твои результаты по этому предмету снизились по сравнению с прошлым семестром».

8. Обсудите итоги разговора

После того как вы дали обратную связь, предложите собеседнику обсудить ее. Возможно, он захочет задать уточняющие вопросы, возразить или поблагодарить вас. Даже если вы аккуратно подбирали слова, что-то из сказанного может задеть человека или быть воспринято не так, как вы предполагали. Если человек отреагировал остро, не спорьте о его эмоциях, а постарайтесь объяснить ситуацию или предложите сделать паузу и обсудить результат разговора позже.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация на обложке: Vectorium / Shutterstock

Почему важно хвалить детей

Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это формирует повышение самооценки и достижения успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они словно подсаживаются на хорошие слова и перестают быть активными, ждут похвалы даже за простое усилие. Однако абсолютное большинство осознает, что любой человек нуждается в одобрении, но делать это нужно верно.

Читайте также:
Лечение молочницы персиковым маслом

Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.

Основные секреты похвалы

Все без исключения люди нуждаются в хороших словах, похвале, поощрении за свои поступки. Труды школьников и студентов можно оценить по баллам или положительным оценкам. А как хвалить за старание малышей? Психологи утверждают, что все без исключения ребятишки желают услышать словесное одобрение от воспитателя, друга или близкого человека. Это хорошо, так как похвала стимулирует людей на новые свершения, к успешной жизни.

Как правильно хвалить детей

Хвалить ребенка нужно. Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности. Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила и способы похвалы.

Важно! Некоторые мамы и папы бросаются в крайности, когда бывают очень сдержанны в проявлении одобрения или, наоборот, склонны захваливать свое дитя. И то, и другое вредно для воспитания, так как есть опасение, что чадо может перестать стремиться к развитию своих талантов, постоянно будет нуждаться в одобрении и бояться сделать нечто самостоятельно.

По мнению психологов, детей следует хвалить таким образом, чтобы они умели оценивать собственные поступки.

Например, если малыш разбрасывает игрушки, то требуется объяснить, как поступать правильно, для этого и существуют поощрения и порицания. А когда он начал самостоятельно собирать игрушки, нужно обязательно сказать ему, какой он молодец, тем самым побудить на дальнейшие положительные действия.

Важно! Следует корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.

Как часто нужно хвалить детей?

Как правильно хвалить ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Это касается не только способов и слов поощрения, но и чувства меры. Похвале необходима мера и нет необходимости постоянно говорить слова поощрения малышу. Многие мамы и папы уверены, что постоянное выражение одобрения стимулирует чадо стараться еще больше, но обычно получается обратная реакция ребенка на похвалу. Малыши начинают испытывать потребность в одобрении, не могут без него обходиться в принципе. Даже могут ждать поощрения, бездействовать, постоянно дергать родителей и обижаться, если вовремя не слышат поощрительных слов. Часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки. Кроме того, одобрение должно быть уместным.

Психологи считают, что захваленные с детства личности будут всегда томиться в ожидании хороших слов от окружающих и положительной оценке действий. Они не смогут правильно реагировать на критику, ведь будут уверены, что их должны всегда гладить по голове.

Несколько важных правил правильной похвалы

  1. Малыша нужно хвалить за старания и определенные действия, стремиться объяснить, что именно он сделал хорошо. К примеру, если ребенок нарисовал красивую картинку, то можно похвалить его за аккуратность и правильно выбранные цвета. Однако не стоит убеждать его в том, что он истинный художник, ведь следует учитывать ситуацию.
  2. Похвала должна сопровождаться объятием или поцелуем, так как малышу важно чувствовать искренность и радость мамы за его хорошие поступки.
  3. При поощрении нежелательно проводить сравнение чада с другими детьми. Например, не нужно указывать, что он нарисовал рисунок или сложил игрушки быстрее и лучше своего друга или братика. Нежелательно воспитывать ощущение превосходства над другими.
  4. Повседневно выполняемые действия не нуждаются в похвале, иначе потеряется весь ее смысл. Если малыш должен убираться в игровом уголке каждый день, это уже не требует поощрения, а должно восприниматься, как данность.
  5. Нужно различать в похвале, что дается ребенку легко и без усилий, а над чем ему пришлось потрудиться. Лучше похвалить за истинные достижения, тогда и одобрение будет цениться намного больше. Например, если малыш научился аккуратно складывать свою одежду, нужно указать именно на это.
  6. Если родители хвалят свое дитя за определенные поступки, то не рекомендуется по прошествии времени сообщать, что его успехи слишком малы, что нужно стремиться к большему, ведь ребенок в состоянии это осознать самостоятельно. Наоборот, нужно предлагать ему более сложные задания, выражая надежду, что он справится с этим обязательно.
  7. Похвала должна быть своевременной. Если чадо занято важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность.
  8. Естественно, похвала находится в зависимости от возраста любимого карапуза. Маленьких ребят хвалят более эмоционально за любое самостоятельное действие, например, догадался подать маме тапочки, взялся за сумку, чтобы помочь бабушке. С более старшими детьми следует учитывать другие нюансы. Можно похвалить за самостоятельно придуманные решения и способы выполнения задания, чтобы школьник и дальше продолжал идти в этом направлении.
  9. Со старшими ребятами не стоит давать оценку действию, нужно обращать внимание на качественное выполнение задачи. Ведь дети моментально запоминают формулировку «Молодец», делают ее привычной для себя, и обижаются, когда не дожидаются приятных слов в свой адрес. Ребенок начинает зависеть от оценки окружения, так как сам не в состоянии оценить свои действия, ждет обязательную похвалу от других людей.
  10. Иногда дети начинают обращать внимание на собственные недостатки, понимать, что раньше их поступки одобряли всегда, а теперь почему-то этого не происходит. Нужно знать меру похвале, объяснять, почему родители так считают.

Способы похвалы

Важно! Взрослые, старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Для маленьких детишек большое значение имеет интонация, объятия, эмоции.

Наверняка многие родители слышали, что люди овладевают определенной информацией по-разному. Для некоторых важно визуальное восприятие, для других большую значимость имеет звуковое звучание, третьим нужно чувствовать объятия. Именно поэтому при произнесении хороших слов нужно делать правильную интонацию, улыбаться и обнимать чадо. Ведь только так малыш правильно оценит ситуацию и почувствует одобрение близких.

Читайте также:
Перекись водорода при гайморите: верное лечение

Важно! Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: “ты большой молодец”, “как же я тебя люблю, ты мой помощник”, “ты замечательный сын”, “ты самая внимательная девочка на свете”.

Близкие должны понимать, что требуется не только сообщать ребенку, какой он молодец, а развернуто отвечать и оценивать действия. Например, обратить внимание на красивый рисунок или чисто вымытую посуду. Малышу важно понимать, за что он получает одобрение, только тогда сможет оценить его в полной мере. Однако не стоит за все поступки хвалить именно таким образом. Главное, посмотреть на значимость поступка, а повседневные действия обходить стороной. Иначе на постоянную похвалу малыш скоро не будет реагировать.

Важно! Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.

Требуется ли выражать одобрение домашней работе? Не секрет, часто домашняя обязанность выполняется чадом довольно неохотно. Взрослым приходится прикладывать массу усилий, чтобы добиться от дошкольника самостоятельной уборки своих вещей, игрушек. При этом замечено, что “взрослые” домашние дела выполняются им более охотно: например, вместе с мамой готовить ужин, гладить белье, ухаживать за комнатными растениями, мыть полы. Но ведь такая работа не может стать повседневной обязанностью дошкольника, так как слишком сложна для него. Что делать? Мама может включать элементы ухода за игрушками, детскими вещами в домашнюю работу, вовлекая дошколенка в этот процесс. Когда малыш, выполнив мамино поручение, спешит поделиться своей радостью, то да, одобрение уместно. Но повседневная уборка своих вещей, игрушек, книжек уже не должна зависеть от похвалы.

Такая же ситуация уместна и с младшим школьником. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат. Естественно, если чадо мечтательно смотрит в окно и делает вид, что учится, не нужно говорить хорошие слова и давать его действиям положительную окраску.

В реальной жизни далеко не все добиваются успеха, поэтому если хвалить только за отличные оценки, то школьник быстро потеряет интерес к учебе, ведь не все могут учиться на одни пятерки. Следует отмечать старания и стремления к лучшему результату – так можно настроить чадо на успех. Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться.

Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят чадо. Другие – отмечают достижения дитя на субботних домашних вечерах. Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.

А какими словами хвалить ребенка, можно взять на вооружение из советов психологов:

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие “нельзя” должны учитываться в воспитании

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности. Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям.

Рекомендации родителям

  1. Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
  2. Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов. Главное – мама и папа одобряют его действия.
  3. Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
  4. Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания. Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
  5. Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений. Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: “хорошо-хорошо, иди поиграй”.
  6. Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
  7. Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам. Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.
Читайте также:
Подробная инструкция по применению Катадолона

Как правильно хвалить ребенка?

Большинство современных родителей придерживаются позиции, что детей нужно как можно больше хвалить, чтобы поддерживать их самооценку и мотивацию достижения. По мнению психологов, правильная похвала действительно очень важна для малыша и является мощным мотивирующим фактором. Но иногда взрослые злоупотребляют формальной похвалой, в результате чего дети начинают воспринимать ее как должное и в некоторой степени становятся зависимыми он нее. В этой статье мы хотим поговорить с Вами о том, чем опасно слово «молодец», а также когда и как хвалить ребенка, чтобы это приносило ему только пользу.

Зачем нужно хвалить детей?

Каждый человек в той или иной степени получает удовольствие, когда его хвалят. Для маленьких детей похвала служит индикатором того, что он делает что-либо правильно. Вовремя произнесенная похвала помогает малышу поверить в свои силы и продолжить свои начинания. Для застенчивого ребенка похвала особенно важна, так как она создает основу для позитивной Я-концепции.

Дошкольники во многом узнают о себе со слов взрослых, поэтому для гармоничного развития личности очень важно принятие и поддержка.

Как не стоит хвалить ребенка, или чем опасно слово «молодец»

Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Чем же опасна формальная похвала?

Манипуляция. В настоящий момент популярна точка зрения, что ребенок гораздо более восприимчив к похвале, чем к наказаниям и критике. Такой подход действительно наиболее щадящий для психики дошкольников. Но придерживаясь современных тенденций, многие родители злоупотребляют похвалой в воспитательных целях и хвалят ребенка за каждое «правильное» действие. В результате похвала, возможно, неосознанно, становится способом манипуляции ребенком. Психологи называют такую тактику «подслащенным контролем», то есть стремлением сделать так, чтобы малыш соответствовал ожиданиям взрослых.

Снижение уровня притязаний. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. И чтобы не потерпеть неудачу, ребенок, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития.

Формирование зависимости от похвалы. Если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.

Потеря удовольствия от процесса. Ребенок заслуживает право на собственные эмоции и гордость за свои достижения. Но каждый раз, когда взрослый говорит малышу «молодец» или «умница», он транслирует ребенку, что он должен чувствовать. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от своих успехов. Гораздо лучше, если малыш воскликнет «У меня получилось!», чем «Ну как? Нравится?».

По мнению М. Монтессори, самой сильной мотивацией в детском возрасте является естественная потребность ребенка в познании. Для того чтобы замотивировать ребенка, не нужны оценивающие слова: достаточно лишь дать ему в руки новый незнакомый предмет.

Как хвалить ребенка, чтобы ему не навредить?

Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Чаще всего, хваля малыша, взрослые хотят таким образом поддержать его начинания, придать сил и выразить свое одобрение. Однако злоупотребление похвалой может привести к плачевным последствиям, о которых мы говорили ранее. Чтобы Ваша похвала достигла свое истинной цели и стала для ребенка мощным мотивирующим фактором, мы рекомендуем Вам придерживаться следующих принципов:

Будьте искренними. Дети чувствуют наигранность, поэтому неискренняя похвала может негативно отразиться на самооценке малыша и ваших с ним взаимоотношениях.

Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить ребенка (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).

Используйте безоценочные высказывания. Скажите то, что Вы видите: «Твой рисунок очень яркий», «Ты сам надел футболку», «Ты быстро справился с этим заданием». Так Вы сможете дать малышу понять, что Вы заметили его действия, но не будете навязывать ему свою оценку происходящего.

Важно различать слова оценки и слова поддержки. Используя слова из первой категории («Молодец!», «Здорово», «Красиво!») мы даем свою оценку действиям ребенка, тем самым как бы выступая в роли судьи. В то же время при помощи слов-поддержки («Мне это нравится», «По-моему, очень интересно!») мы описываем свои чувства по поводу происходящего, что более значимо для ребенка.

Не хвалите малыша за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить ребенка критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.

Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.

Читайте также:
Анализы на хламидиоз — как сдать

Задавайте вопросы: «Как ты думаешь, ты сегодня хорошо постаралась?», «Что тебе больше всего запомнилось в твоем выступлении?» и так далее.

Остерегайтесь хвалить малыша за то, что он и так любит или хорошо умеет делать. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Похвала-сравнение вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у малыша что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.

Выводы

В последнее время многие родители придерживаются мнения, что детей в воспитательных целях детей нужно не ругать, а как можно чаще хвалить. Самой распространенной похвалой является слово «Молодец!», которое произносится по поводу и без. В этой статье мы рассказали Вам, чем может быть опасно злоупотребление оценочными высказывания, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша. Похвалу нужно использовать с умом, и не забывать, что дети зачастую нуждаются не в похвале, а в безусловном принятии и поддержке.

Заключение

В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» правила похвалы соблюдаются особенно пристально. Монтессори-педагоги чутко относятся к каждому ребенку, поэтому от них нельзя услышать просто «Молодец!». Похвала должна быть искренней и конкретной («Мне нравится, как ты аккуратно написал эту букву»). На занятиях исключены любые сравнения малыша с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику ребенка («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – не препятствовать естественной познавательной мотивации малышей и бережно направлять их деятельность, если это необходимо. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Как правильно хвалить ребенка

Представим малыша, который собирается вложить вкладыш в неподходящее отверстие. Взрослый торопится сообщить: «не подходит!».

Что происходит в этот момент? Ребёнок явно не видел несоответствия, он бы попробовал и узнал: когда вкладыш выглядит вот так, а отверстие — эдак, то одно в другое не вкладывается.

Но малышу дали готовый ответ вместо результата усилий, что сводит на нет потенциал ситуации. Не развивается зрительно-моторная координация, а укрепляется привычка смотреть вместо вкладыша и отверстия на взрослого и его подсказки. Ребёнок вскоре может бросить свою игру, так и не научившись тому, что она могла бы ему дать.

Малыш начал с того, что устанавливал связь между соотношением формы и возможностью вложить одно в другое. И он пробовал бы снова и снова, собирал статистику, анализировал её, строил предположения. И остановился бы лишь тогда, когда качество собственных предсказаний «влезет или не влезет» приблизилось бы к 100%. Если же наша помощь перевела ситуацию в плоскость «строй предположения по подсказке взрослого», то, как только он поймёт, что верно понимает подсказку взрослого, он закончит с игрушкой.

Построение самооценки работает аналогично. Когда есть возможность действовать в своём ритме и делать выводы о том, что получилось, нужно ли пробовать иначе или тренировать успешный вариант — ребёнок получает опыт того, как у него обстоят дела с «хочу», «могу», «получается». Ребёнок видит ситуацию успеха изнутри: я действую, пробую так или иначе, и получается всё лучше и лучше.

«Я добивался результата и достиг его. Не достиг — попробовал позже. Пока я не научился интуитивно нужному, я продолжаю интересоваться и пробовать, даже не вопреки, а благодаря тому, что у меня не получается»

Если вы всё ещё голодны, вы продолжаете есть, а не опускаете руки от того, что не вышло насытиться. В нормальном состоянии каждый человек голоден до всего, что описывает пирамида Маслоу. Удовлетворение потребности — само по себе стимул.

Малыш так же действует, влекомый потребностями. Рано или поздно он добивается удовлетворения, устанавливает связь между своими усилиями и успехом.

Собственный опыт — ткань адекватной самооценки и уверенности в себе.

Когда же взрослый вклинивается в этот процесс с похвалой, то он (аналогично с подсказкой «не подходит») сообщает малышу, что тому следует гордиться собой до или вместо того, как человек сам это понял. И тогда вместо постоянного и основанного на опыте знания о своей обучаемости и успешности, вместо радости от каждого приобретения, ребёнок усваивает привычку сверяться с мнением взрослого: «Хорош ли я?».

В раннем возрасте детям необходимо чувствовать, что рядом с ними надёжный взрослый, который любит, заботится и несёт за них ответственность. Ничто из перечисленного — и близко не похвала.

Обратная связь от взрослого важна. Но она полезна, когда сообщает отношение взрослого к предельно конкретным, доступным детскому пониманию действиям, событиям, свойствам. Наибольшую ценность такая обратная связь несёт, когда сообщает нечто, что ребёнок не мог бы узнать сам.

Недавно пришедший в мир человек действительно имеет мало опыта, чтобы судить, что хорошо, что плохо. Но во многих ситуациях не нужно быть высокоразвитой личностью, чтобы понять: вот это мне нравится, а это нет. Вот я потянулся за игрушкой, а вместо неё схватил воздух: не то. Вот я упал и ушибся — плохая попытка. Вот я встал и держу равновесие — ух ты, аж сердце от восторга замерло. А высоко-то как! Вот я попал ложкой в рот и там теперь вкусная еда. Ура!

«Вот я пил из стакана и вылил всё на грудь, — мне и мокро, и пить хочется. Буду дальше экспериментировать, чтобы научиться добывать питьё из чашки»

Читайте также:
Средства для полоскания горла при гнойной ангине

Там, где обратная связь от мира недвусмысленно говорит сама за себя, вмешательство взрослого излишне. Нередко неуместное предоставление значимыми взрослыми обратной связи малышу вредит, потому что отвлекает его от самостоятельного понимания происходящего. Во многих ситуациях взрослые даже не замечают, как прерывают самостоятельный анализ действий.

На любые действия ребёнок будет всё сильнее ждать реакции. Если его вознаграждали за поход в туалет конфетами или овациями, то теперь он каждый раз будет ждать этих поступков от мамы. Вместо того чтобы спокойно справить нужду и пойти играть дальше.

Похвала взрослого не помогает ребёнку самому ставить перед собой цели. За исключением цели угодить взрослому или добиться ещё одной похвалы. Не помогает становиться независимой, самодостаточной, искренне и доброжелательно интересующейся другими личностью.

Если хвалите вы, то вы источник оценки. Ребёнок зависит от вашей реакции. В этой подпитке скрыта угроза остаться без «подпитки», если не станешь или не сможешь соответствовать критериям, по которым выдаётся похвала.

Ребёнок здесь не затем, чтобы нам нравиться. Его задача — быть собой. Фокус в том, что он не станет собой в вакууме, человека делает человеком его социальный опыт.

В детстве человеку необходима помощь взрослых в перенимании опыта. Мы учимся быть людьми у других людей. Но «когда мы создаём для человека внешний мотив, заставляющий его вести себя определённым образом, мы меняем весь его опыт, а не просто мотивируем его» (Р. де Чармс).

Как правильно хвалить ребёнка

Две вещи полезно понять, даже если они непривычны в рамках традиционного воспитания:

  1. Похвала и критика — это две стороны одной батарейки. Одно — плюс, другое — минус, но не в смысле «хорошо» и «плохо», а в смысле «к» и «от». Критика — про то, от чего нужно уходить, похвала — к чему нужно стремиться. Важно: и в критике, и в похвале это самое «нужно» задаётся тем, кто критикует и/или хвалит. Может быть неконструктивная критика, и совершенно по тем же критериям — неконструктивная похвала.
  2. Конструктивное намного лучше неконструктивного. Но даже самая качественная внешняя оценка задаёт контекст «я начальник, ты дурак». В отношениях есть сторона, определяющая «правильное» поведение, и есть сторона, которую подталкивают к тому, чтобы соответствовать заданным не ею критериям.

Вторая — самая сложная суть «вредности» похвалы. Она опирается на внешнюю мотивацию. По меткому выражению А. Кона, «ребёнок, который слушается в надежде получить поощрение или избежать наказания, вовсе не „ведёт себя хорошо“, как мы это иногда называем. Точнее было бы сказать, что это поощрение и наказание „хорошо ведут его“».

Как же создать такой опыт, который поддерживал бы развитие самобытности, самостоятельности, ответственности, укреплял внутренние причины развиваться и действовать? Замените оценочные суждения «Молодец!» и «Умница!» на описательную похвалу и попробуйте начать сотрудничать с ребёнком. Ниже советы и рекомендации психологов, которые помогут этому научиться.

Описательная похвала

Описательная похвала поддерживает больше, чем оценка.

«Вы можете отобрать у него „хорошего мальчика“, назвав „плохим мальчиком“ на следующий день. Но вы никогда не сможете отнять у него тот момент, когда он порадовал свою маму открыткой с пожеланием выздоровления. Или момент, когда он уделил занятиям много времени и добился результата, несмотря на усталость», — пишут психологи А.Фабер и Э.Мазлиш.

В книгах этих авторов лаконично и доходчиво раскрыта тема описательной похвалы. Вот основные идеи.

Честно сообщайте, чего вы хотите и почему. Если и говорить о желательном поведении, то в формате «я-высказываний». Вы родитель, вы несёте ответственность, заботитесь, знаете об опасностях и обстоятельствах, о которых не знает ребёнок. Вы в праве требовать каких-то вещей, имеете разумные причины беспокоиться о чём-то. Вы живой человек с чувствами и потребностями.

Ребёнок не обязан вам во всём угождать, но здоровые отношения подразумевают некоторую степень уважения, соблюдения границ, поддержки, и ребёнок учится этому у вас и на примере отношений с вами. Если что-то из того, что сделал ребёнок, вас порадовало, восхитило, помогло вам, понравилось, — вы можете описать это событие и свои чувства по этому поводу.

Варианты, как можно хвалить ребёнка с помощью «я-высказываний»:

  • О, ты сделал бутерброды себе и мне, как я рада! Мне так хотелось, чтобы готовый завтрак уже ждал меня на кухне!
  • Какое облегчение, что ты уже оделся. Теперь мы точно успеем в детский сад вовремя.
  • Я успокаиваюсь, когда я вижу заполненный дневник. Мне кажется, что это делает тебя более готовым к новой учебной неделе.

Избегайте оценки действий ребёнка. Но показывайте, что видите усилия ребёнка и конкретные результаты его действий. Детальность сама по себе сообщает, что вы внимательны к ребёнку.

Мама девочки из мультфильма о домовёнке Кузе регулярно сообщала дочери, что та «умница, дочка», даже не поворачивая головы в сторону девочки и не переставая заниматься своими делами. В таком «внимании» больше невнимательности.

Когда мы приводим примеры и конкретику, то подтверждаем, что вгляделись в результат творчества, наблюдали за процессом, вникли в происходящее, поняли чувства, узнали что-то об опыте, который случился с нашим ребёнком.
Особенно полезны такие детали, которые дают факты для самостоятельных выводов.

Варианты, как хвалить ребёнка без оценки:

  • Ты нарисовал длинные палочки.
  • Сложил все тарелки в посудомоечную машину.
  • Я видела, что ты три раза попробовал сложить эту головоломку. Это больше, чем вчера.
  • В этом сочинении ты подробно описал характеры героев и сделал логичный вывод из аргументов, которые указал в начале.
  • У твоего снеговика три снеговых шара. Мне нравится яркий шарф на нём, он делает всю фигуру такой живой.
  • Похоже, ты хочешь поиграть этой игрушкой и ждёшь, пока сестра положит её на место, чтобы взять её в свою очередь.
Читайте также:
Молочница после приема антибиотиков у мужчин

Выделите с вашей точки зрения достойный внимания ребёнка фрагмент реальности, и предоставьте ему самому понять про себя, что он выбрал верную стратегию, приложил усилия и достиг результата.

Время от времени можно подвести итог длинному описанию: «Ты сложил все кубики Лего обратно в коробку сразу после того, как закончил играть. Вот это дисциплина! По такому полу можно ходить спокойно».

Обратите внимание, чтобы ваши резюме соответствовали возрасту и чтобы в том, что вы отметили, было нечто выдающееся для ребёнка. Не надо возвеличивать что-то лёгкое. Уместно восхититься тем, как трёхлетка сам почистил зубы, для подростка же это может оказаться оскорбительно.

Задавайте себе вопросы. Если вы собираетесь похвалить малыша, спросите себя, укрепит ли это его уверенность в себе, сфокусирует ли внимание на его усилиях и достижениях.

Есть коварные формулы похвалы вроде фраз «я горжусь тобой» или «знал, что ты справишься». Они смещают акцент с усилий другого на вашу гордость и прозорливость и, по сути, обесценивает труд и успех того, кого хотели похвалить, возвеличивая говорящего. Гораздо полезнее описать ребёнку его успехи: «Ты получил эту награду потому что долго и упорно тренировался!»

Избегайте указаний на предыдущие неудачи. Вместо «Наконец ты сыграла пьесу без ошибок» лучше отметить: «Ты уверенно держала ритм от начала до конца». Следите, чтобы ваш энтузиазм не был больше, чем у самого ребёнка. Иначе это может восприниматься как принуждение делать что-то, что нужно вам, а не ему.

Как заменить неконструктивную похвалу на описательную. Научиться правильно хвалить ребёнка не так просто. Требуется осознанное изменение привычки, постоянная работа над собой. Можно начать с договаривания фраз. Если птица «молодец» уже вылетела из вас и её не поймать, вы можете успеть превратить её в междометие, которое выразило ваши чувства:

  • Молодец. Вижу, что ты терпеливо пробовал написать эту букву ровно и вот тут у тебя получились уверенные каллиграфические образцы.
  • Умница. Ты убрала все игрушки и в комнате приятно находиться. Теперь будет удобно заняться чем-то другим.
  • Красиво. Мне понравились яркие краски твоего рисунка. Ты заполнил весь лист точками.

Три «С»

Альфи Кон в своей книге «Наказание наградой» систематизирует огромное количество исследований, показывающих вред от поощрений. Он подробно описывает альтернативу похвале, всем видам поощрения и наказания. Она в том, чтобы смотреть глубже, чем «хочу, чтобы мой ребёнок делал вот это вот так» или «не хочу, чтобы он делал вот то». Психолог называет это тремя «С»:

  1. Содержание. Нужно содержательно понять происходящее. Что происходит? Что думает ребёнок? Какие сложности у него с выполнением правил или постановкой и достижением целей?
  2. Сотрудничество. Полученную информацию можно обсудить. Вы поняли, что происходит. А решить, как действовать дальше, может быть общим делом для вас и ребёнка. Вместо подкрепления определяемого вами «правильного» поведения «пряником» похвалы вы можете помочь ребёнку сформулировать свои цели, ожидания, чувства, понять суть ваших требований, выработать план действий.
  3. Свобода выбора. В рамках правил можно предоставить свободу выбора ребёнку. Сами по себе посильные, не слишком многочисленные, учитывающие потребности и возможности ребёнка правила, — половина успеха. Вторая половина — та свобода действий и выбора, которая возможна в этих ограничениях. Между требованиями должно быть достаточно пространства для свободы и ответственности.

Это сложный путь. Похвала помогает не вникать в происходящее глубоко и часто даёт краткосрочный эффект: пока вы «платите» похвалой за действия, они совершаются. И совершаются с некоторым раздражением, так как действия становятся как бы препятствием между ребёнком и пряником.

Как только прекращаете хвалить ребёнка, он бросает дела. Как обузу, которую без морковки нести нет смысла.

Лучшая альтернатива похвале — подлинное глубокое участие в жизни ребёнка, затратные по времени переговоры, приводящие к пониманию ситуации и дальнейшей цепочки действий. В долгосрочной перспективе вы получаете ребёнка, умеющего сотрудничать. Вместо того, чтобы примотать к себе ребёнка удочкой похвалы, вы учите его выбирать удочки и рыбачить самостоятельно.

Зависимый ребёнок бунтует или делается обузой из-за несостоятельности собственной инициативы. Но при вашей поддержке малыш научится определять цели, строить планы и воплощать их в жизнь.

Поначалу это будут пустяковые с высоты умений взрослого умения. Но чем раньше малыш начнёт, тем лучше поймёт что делать с собой и своей жизнью. Тем меньше протестов и деструктивного, иррационального поведения вылезет из ребёнка в критические периоды его развития. Так энергетически затратное уважительное отношение в конечном счёте окажется полезно не только ребёнку, но и родителю.

Памятка: как хвалить ребёнка

  • В ребёнка с рождения заложены потребности активного познания мира. Он всегда будет самозабвенно делать то, что ему по силам. Поэтому не нужно хвалить ребёнка для создания дополнительного стимула к действию.
  • Адекватная самооценка складывается только из собственного успешного опыта. Похвала же учит оглядываться на других людей в поисках одобрения.
  • Правильная похвала — это поддержка ребёнка.
  • Это не значит, что вредны восторг, благодарность и комплименты. Но они должны быть проявлением ваших искренних эмоций, а не попыткой повлиять на поведение ребёнка.
  • Важно разобраться, помогают ли наши реакции научиться ребёнку принимать свои решения, радоваться достижениям и чувствовать контроль над своей жизнью (пусть даже минимальный). Стать сильнее и самостоятельнее. Или мы хотим, чтобы он постоянно ждал, когда его погладят по головке?
  • Обратите внимание, какими словами хвалите ребёнка. Замените оценки на описание: не «Молодец!», а «Сегодня ты сам собрал убрал посуду после ужина. Как приятно!»

Литература по теме:

  1. А. Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?
  2. А. Кон. Наказание наградой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: