Симптомы и лечение аутоиммунных заболеваний

Аутоиммунные заболевания — список, причины и профилактика

Наверняка, большинство из нас впервые услышали об аутоиммунных заболеваниях после просмотра сериала Доктор Хаус. Но, к сожалению, эти болезни существуют не только в кино, но и в реальной жизни. Давайте попробуем разобраться, что они из себя представляют.

Аутоиммунные болезни и их причины

Под аутоиммунными заболеваниями понимается группа болезней, при которой разрушаются ткани и органы под воздействием собственной иммунной системы.

Среди них можно выделить:

  • склеродермию
  • системную красную волчанку
  • диффузный токсический зоб
  • аутоиммунный тиреоидит Хасимото
  • ревматоидный артрит

Конечно, на этом список не заканчивается. Давайте изучим те причины, которые вызывают все эти недуги.

Причины аутоиммунных болезней:

  • Генетика. Данный фактор в большинстве случаев является ключевым. Ведь, если в семье были случаи сахарного диабета, то велика вероятность, что болезнь передастся по наследству. Поэтому человеку, у которого есть предрасположенность к диабету, нужно контролировать уровень сахара в крови, правильно питаться и регулярно сдавать анализ.
  • Внешние факторы: курение, наркотики, экология, радиация, вредные условия труда. Нельзя сказать, что у курящего человека обязательно разовьется волчанка или другое аутоиммунное заболевание. Но, как ни крути, люди, ведущие нездоровый образ жизни более склонны ко всем заболеваниям.
  • Неправильный и бесконтрольный прием медикаментозных препаратов. Среди современных людей распространена не менее вредная вредная привычка, чем курение, — это самолечение. Люди, не доверяя врачам, пытаются самостоятельно ставить себе диагноз и назначать лечение. Но они не понимают того, что наносят огромный вред своему организму.

Профилактика аутоиммунных заболеваний

Перечисленные выше причины не являются точно установленными, поскольку аутоиммунное заболевание может развиться ни с того ни с его у совершенно здорового человека. Но, как вы понимаете, всегда имеет место причинно-следственная связь, которую порой не так легко установить.

В разделе, посвященном профилактике, хотелось бы уделить внимание теме воздействия лекарственных препаратов на человека.

Итак, важно понимать, что длительный и бесконтрольный прием таблеток может спровоцировать сбой в работе иммунитета.

Например, сейчас огромной популярностью пользуются препараты с йодом. Их рекламируют, делая акцент на том, что все люди живут в экологически загрязненных регионах. Но никто не говорит с экранов телевизоров о том, что длительный прием йодосодержащих медикаментов может запустить аутоиммунный тиреоидит.

Не зря же любое лечение предусматривает перерыв и проверку эффективности лечения (подразумевается сдача анализов). Потом принимается решение относительно продолжения лечения. Поэтому перед тем как начинать прием таблеток с йодом, обязательно сдавайте анализы, чтобы узнать о том, действительно ли йода не хватает вашему организму.

Не менее опасны нестероидные противовоспалительные препараты. Их длительный прием вызывает язвенный колит. Но опять-таки этого можно избежать, если прием НПВС совмещать с омепразолом. Но более детально вам никто не расскажет, кроме врача.

Далее хочется затронуть применение иммуномодуляторов и иммуностимуляторов. Согласитесь, слова достаточно красивые и внушают доверие. Но только единицы потребителей знают, что это далеко не синонимы.

Отличия:

  • Иммуномодуляторы являются готовым компонентом иммунитета (например, интерферон, иммуноглобулин) и компенсирует их нехватку.
  • Иммуностимуляторы увеличивают количество «иммунокомпетентных» клеток или повышает степень их активности.

Как видим, разница есть, и она достаточно существенная. Если длительное время принимать иммуномодуляторы, то ваш иммунитет просто «расслабится» и прекратит работать, раз уж вы ему подкидываете волшебные таблеточки извне.

Любой препарат нужно принимать только по назначению врача, который перед выпиской рецепта изучил все ваши анализы.

Как поднять иммунитет?

Довольно-таки часто людей, а особенно мам, интересует вопрос, связанный с тем, какими способами можно поднять иммунитет. Надеемся, что из вышесказанного вы поняли, что при отсутствии медицинских показаний никакие препараты для иммунной системы принимать не целесообразно. Это может только навредить.

Также ошибочным мнением является и то, что витамины поднимают иммунитет. Витамины способны только поднять уровень недостающих веществ в организме.

Но и витаминами увлекаться не стоит, ведь передозировка витаминами крайне опасна для здоровья.

Способы поднятия иммунитета:

  • активный образ жизни
  • ежедневные прогулки
  • сбалансированное дробное питание
  • оптимизация параметров воздуха в квартире
  • отсутствие запоров
  • ограничение контактов с больными людьми


Таким образом, любое заболевание требует консультации с врачом. Не занимайтесь самолечением, и тогда вы снизите риск развития аутоиммунных заболеваний!

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Читайте также:
Первые признаки сахарного диабета у детей, симптомы

Детский аутизм. Признаки и симптомы

  • Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
  • У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
  • Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
  • Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
  • Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
  • Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
  • У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 – 2 лет

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он “настроен на свою волну”, его сложно заинтересовать чем-либо:

  • не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
  • расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
  • сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя;
  • отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

  • играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
  • у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок “прилип взглядом” к какому-то предмету;
  • может долго кружиться вокруг своей оси;
  • вращает предметы, близко поднося их к глазам;
  • не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
  • пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
  • может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
  • сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
  • может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.

СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

Ребенок с аутизмом:

  • может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
  • гораздо позже других детей начинает говорить;
  • часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует “управляемую руку” взрослого);
  • избегает контакта “глаза в глаза”;
  • “автоматически” повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

  • может постоянно ходить на цыпочках;
  • может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
  • не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Многие дети с РАС очень чувствительны:

  • с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
  • закрывают уши руками;
  • обнюхивают предметы;
  • с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
  • часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
  • страдает поносами (запорами).

НАРУШЕНИЯ СНА

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ “Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ” (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается “постановкой на учет” и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Аутизм

С недавнего времени аутизм считается отдельным психическим и психологическим заболеванием. Но страдающие им люди не «больные» в традиционном понимании этого слова, а «особенные», поскольку у них изменено восприятие информации, а потому отличается коммуникация с внешним миром. Давайте разберемся, что это за болезнь, как ее распознать и как помочь «особенным» детям с таким расстройством адаптироваться к окружающей среде.

Что такое аутизм

Аутизм — это врожденное расстройство психологического развития, которое влияет на понимание и восприятие человеком окружающего мира, отражается на отношениях и общении с другими людьми⁴.

Дети с аутизмом — больные или особенные?

«Прежде всего, это дети. Что касается момента «больные» или «особенные», то когда от мамы слышится фраза «мой ребенок болеет», как правило, столь адресное обращение подразумевает инфекционную природу заболевания (например, ОРВИ). Необходимо учитывать, что информацию о наличии психического расстройства у ребенка родители воспринимают неоднозначно (в том числе, крайне негативно, о чем свидетельствуют многочисленные медийные ресурсы, «коллекционирующие» отзывы пациентов о работе того или иного врача). Учитывая различные нюансы, с которыми практикующий врач сталкивается повсеместно (например, морально-этические нормы, клиентоориентированность и пр.), допускается использование термина «ребенок с особенностями развития». В любом случае, в структуре взаимодействия врача и пациента тактика наблюдения детей с аутизмом остается неизменной, вне зависимости от выбранной терминологии».

Читайте также:
Лечение аднексита народными средствами

В международной классификации болезней (МКБ–10) указано, что эта группа расстройств характеризуется отклонениями в показателях коммуникабельности, социального взаимодействия, а также ограниченным кругом интересов и комплексом действий².

Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируют у 18–19 детей младшего школьного возраста из 1000.3 Количество взрослых людей с аутизмом гораздо меньше и составляет менее 1% популяции в разных странах³. Хотя кажется, что людей с этим заболеванием не так много, отмечается устойчивый рост количества случаев аутизма, в том числе благодаря развитию методов его диагностики.

Изначально аутизмом называли только симптом — нарушение взаимодействия человека с объектами окружающей среды. Сейчас этот термин используют для описания ряда самостоятельных патологий: собственно аутизма (детского аутизма, классического аутистического расстройства) и целого спектра похожих расстройств (атипичного аутизма, синдрома Каннера, синдрома Аспергера).

Дети дождя

В 1988 году на экраны вышел американский художественный фильм «Человек дождя». В нем была описана история двух братьев — циничного Чарльза и Рэймонда, который страдал аутизмом. С тех пор детей-аутистов стали называть «дети дождя». Генеральная Ассамблея ООН 18 декабря 2007 года установила Всемирный день распространения информации об этом заболевании — он отмечается ежегодно 2 апреля.

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность.

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными.

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут — природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными⁴.

Причины аутизма

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

  • нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
  • результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
  • экология;
  • нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни.

Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

  • рождение ребенка от поздней беременности;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • радиационное воздействие;
  • «сбои» в обмене веществ;
  • нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
  • патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1).

Рисунок 1. Факторы риска аутизма. Источник: Autism Connect

Прививки и аутизм: есть ли связь?

В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии. ⁵

Классификация

Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1).

Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.

Читайте также:
Кожа во время беременности

К легким формам аутистических расстройств относят:

  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • атипичный аутизм без умственной отсталости.

Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.

К тяжелым РАС относят:

  • синдром Каннера («классический» аутизм);
  • синдром Ретта;
  • синдром Хеллера;
  • атипичный аутизм с умственной отсталостью.

Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.

Профилактика аутизма во время беременности

«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».

Признаки и симптомы аутизма у детей

Степень проявлений РАС индивидуальна. Расстройство может выражаться как малозаметные странности при общении или узкий круг интересов, а может вызывать тяжелые умственные нарушения или приводить к отсутствию какой-либо способности поддерживать контакты с другими людьми. В основном заболевание протекает без грубых нарушений умственной деятельности, и практически у 50% детей с аутизмом интеллектуальные способности оценивают как средние или даже выше среднего.

Нередко диагноз «аутизм» не только не влияет на умственные способности, но даже помогает таким пациентам раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. В мире много успешных аутистов, которые стали известными учеными, композиторами, писателями, режиссерами. Существуют данные о том, что у Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна, Чарльза Дарвина были расстройства поведения, которые напоминали симптомы аутизма. Также, по данным из различных источников, от 5 до 20% программистов-сотрудников корпорации Microsoft – люди с расстройствами аутистического спектра⁹.

Как правило, симптомы аутизма у детей составляют типичную триаду:

  • Нарушения социального взаимодействия — сужение круга интересов и трудности в восприятии новой информации.
  • Аномалии в коммуникации — сложность в общении с окружающими людьми.
  • Стереотипные шаблоны — устойчивое повторение слов и/или фраз, движений.

Дети с РАС не могут переносить обычные для любого здорового человека нагрузки. Все окружающее воспринимается ими намного ярче и сильнее, особенно близкие контакты с другими людьми. Несмотря на это, в любом возрасте дети-аутисты не стараются «закрыться» в своем внутреннем мире. Они ждут от других понимания, а их желание общаться нередко бывает даже сильнее, чем у обычных детей.

При этом пациенты с аутизмом не способны в полной мере понимать эмоциональное состояние окружающих, поскольку им непонятны невербальные сигналы — общение с помощью мимики, жестов, интонации голоса. Это мешает им выстраивать полноценные отношения с другими людьми, и отсутствие социального взаимодействия — самый яркий из всех симптомов аутизма у детей (рис. 2).

Рисунок 2. Некоторые признаки аутизма у детей. Источник: Sonulkaster / Depositphotos

Признаки аутизма у грудных детей

У младенцев нарушения поведения не так очевидны. Но при внимательном наблюдении за ребенком родители могут заметить некоторые симптомы аутизма еще в первый год его жизни. Чаще всего они начинают появляться после шестимесячного возраста и, на первый взгляд, напоминают некоторое отставание в развитии (табл. 2).

Таблица 2. Признаки расстройства аутистического спектра у детей в возрасте до 6 месяцев

Нормальное развитие Развитие при РАС
Уверенно переворачивается с живота на спину и наоборот, с небольшой поддержкой сидит, начинает ползать Не пытается ползать, при этом раскачивается на коленях и локтях
Тянется за игрушкой, уверенно перекладывает ее из одной руки в другую, пробует на вкус Не проявляет интереса к игрушкам, не стремится взять их в руки, совершать с ними какие-либо целенаправленные действия
Хорошо реагирует на звуки, поворачивает голову в их сторону Не реагирует на звук, если не видит его источника
Уверенно произносит звуки или слоги — начинается «гуление» «Напевание» слогов отсутствует, голос во время крика низкий, истеричный
Плачет только по поводам, легко отвлекается от негативных эмоций Раздражительный, часто и беспричинно плачет
Радуется при виде близких людей, тянется к ним, просит взять на руки. Пытается подражать действиям взрослых С трудом узнает близких, не просится на руки, не пытается подражать. Может фиксировать свой взгляд на лице взрослых, но никогда не смотрит в глаза

Признаки аутизма у детей до 1 года неспецифичны. По ним можно только заподозрить заболевание, но такие же симптомы могут свидетельствовать о задержке развития и других патологиях нервной системы.

При РАС двигательные и речевые навыки формируются в нормальной последовательности, но с небольшим отставанием. Ребенок до года может неуверенно держать игрушки или не пользоваться ложкой, но в результате специальных занятий быстро усваивает эти навыки и догоняет своих сверстников.

Ранние признаки аутизма

«Первые проявления аутизма у ребенка родителям возможно увидеть и до года. В течение первых месяцев жизни дети с аутизмом проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, они менее подвижны, им свойственна скудная мимика. В ходе взросления (на этапе 5-6 месяцев) у детей с аутизмом практически отсутствует интерес к находящимся вокруг предметам, они не пытаются схватить предметы и манипулировать ими, на этом фоне мышечной тонус соответствует физиологическим параметрам».

Лечится ли аутизм

Аутизм – распространенное психическое отклонение у детей, из-за которого им затрудняется социализация. Так как человек воспринимает мир со своей позиции, с самых первых дней жизни не стремится к общению с другими людьми, даже самыми близкими родственниками.

Читайте также:
Мазь Пиносол: особенности применения

Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, пытаются понять, что такое аутизм, излечим или нет он у детей, лечится ли это отклонение в принципе. Семья хочет знать, есть ли у больного шансы на нормальную жизнь и адаптацию в обществе.

Причины

Чтобы понять, вылечивается ли расстройство, уточняются его источники, что с аутизмом у детей пока невозможно, так как до сих не установлены точные причины возникновения этого психического отклонения от нормы.

Статистически выявлены факторы, достоверно повышающие вероятность развития патологии:

  1. Наследственная предрасположенность. Если у предков по любой линии отмечались признаки аутических расстройств, то малыш может их унаследовать. Нередко патология проявляется выраженней, в сравнении с предыдущими поколениями [1].

  1. ДЦП – детский церебральный паралич может возникать вследствие поражения тех участков мозга, которые отвечают за аутические черты.
  2. Ожирение или проблемы с обменов веществ матери в период беременности.
  3. Кислородное голодание плода в последние дни беременности или при родах.
  4. Перенесенные мамой вирусные или бактериальные инфекции заболевания в периоде вынашивания.

С уверенностью определить, что именно способствовало развитию отклонения, бывает невозможно даже после широкого обследования. Поэтому и считается, что аутизм не лечится полностью из-за неустановленных причин возникновения.

Степени проявления болезни

Можно ли достаточно скорректировать, вылечить аутизм у ребенка так, чтобы аутист смог стать полноценным членом общества? Способность вести обычную жизнь в взрослом возрасте зависит от степени расстройства.

В зависимости от тяжести проявления симптомов, выделяют такие категории пациентов:

  1. Группа 4 – самая легкая. Пациент мало чем отличается от здорового человека. Единственные признаки: чрезмерная чувствительность к чужому мнению, ранимость, обидчивость.
  1. 3 степень проявляется увлеченностью, аутическими зацикленными занятиями. Однообразные, не познавательные увлечения, повторяющиеся раз за разом годами, сюжеты рисунков. Здесь уже встречается стремление отгородиться от мира, забраться в свою «раковину».
  1. 2 группа заметнее третьей. Ребенок старается отгородиться от мира, общается с ограниченным кругом людей. Избегает новых знакомств, изменений в окружении. Избирателен в еде, предметах обихода и одежде. На попытки поменять что-то в привычном ритме жизни и обстановке может реагировать агрессивно [2].
  1. 1 группа ставится детям, фактически лишенным социальной активности. У ребенка нет никакой потребности в общении с окружающим миром, не развивается речь, наблюдается умственная отсталость.

Группы с 4 по 2 включительно, полностью или частично поддаются корректировке при условии регулярной работы с психологом, логопедом. В случае 1 группы, какое-либо лечение для ребенка-аутиста вряд ли возымеет эффект.

Не исключено оформление инвалидности такому ребенку.

Виды лечения

На вопрос: «лечится или нет детский аутизм», корректным ответом будет такой: он неизлечим. Ребенок вряд ли когда-либо сможет избавиться от особенностей психики. Но в наших силах адаптировать его к социуму, облегчить коммуникацию с другими людьми.

Благодаря правильно поставленной коррекционной работе, ребята проживают счастливую жизнь, не чувствуя себя исключенными из социальной жизни. Взрослея, они адаптируются к социуму, могут работать, заводить отношения, создавать семьи.

Главная трудность состоит в выборе подходящего способа реабилитации пациентов с разными видами аутизма. Терапия для детей-аутистов складывается из 3 ведущих направлений:

  • Медикаментозное лечение – препараты для улучшения работы мозга, адаптогены.
  • Поведенческая терапия – прививание навыков работы в группе, с другими людьми.
  • Биомедицина – организация ребенку питания по схеме здорового образа жизни. Без глютена, который замечен в факторах риска по психическим расстройствам.

Лекарственные средства и препараты назначаются не только для лечения. Но и для подавления сопутствующих симптомов, в том числе агрессии в поведении.

Под термином биомедицина подразумевается следование специальной диете. А также очищение окружающего пространства от опасных для ослабленного здоровья особенного малыша вещей. Рекомендуется регулярный прием специально подобранных комплексов витаминов.

Реабилитация и адаптация

Основа реабилитации – поведенческая терапия, именно она отвечает за главный аспект лечения аутистов – социальную адаптацию.

Среди методов, доказавших свою эффективность в различных случаях, выделяются:

  • Обучение по программе TEACCH. Распространенный метод дающий стабильные результаты. Основывается на визуальной подаче необходимой для понимания и запоминания информации. Применяют большое количество разнообразных наглядных пособий, способных вызвать стойкий интерес у аутиста. Развивается познавательная способность, малыш учится самообслуживанию [3].

  • Логопедия, речевая терапия. Проблемы с речью, ее заторможенным развитием встречаются практически во всех случаях при таком отклонении. Работа с логопедом улучшает не только речь малыша, но и его коммуникативные навыки. У отдельных пациентов так развивается тяга больного к вербальному общению, принятие его необходимости.
  • Трудотерапия обучает аутиста базовым навыкам, развивает моторику движений. На занятиях ребенок осваивает поведенческие нормы и основные навыки, необходимые в быту.
  • Развивающая терапия выстраивается в зависимости от способностей и состояния конкретного пациента. Ее задача – развить человека интеллектуально, повысить социальные и эмоциональные возможности.

  • Терапия социальных навыков. Во время занятий пациентов обучают основам социального ролевого взаимодействия. Обыгрывают ситуации ежедневного общения, учат, как правильно реагировать в различных бытовых ситуациях [4].

Существует еще целый ряд методов, используемых индивидуально в зависимости от результативности в каждом конкретном случае.

Для того, чтобы вылечить аутизм, дать шанс ребенку на полноценную жизнь в будущем, необходима комплексная терапия, соединяющая в себе несколько методов одновременно.

Ознакомьтесь подробнее с комплексным лечением аутизма

Список использованной литературы

  • ^Wang, Lin et al. “Functional relationships between recessive inherited genes and genes with de novo variants in autism spectrum disorder.” Molecular autism 11,1 75. 6 Oct. 2020.
  • ^Rosello B, et al. «Theory of Mind Profiles in Children With Autism Spectrum Disorder: Adaptive/Social Skills and Pragmatic Competence» Front Psychol. 2020 Sep 17.
  • ^Virues-Ortega, Javier et al. “The TEACCH program for children and adults with autism: a meta-analysis of intervention studies.” Clinical psychology review 33,8 (2013): 940-53.
  • ^Rajagopal S, Nicholson K, Putri TR, Addington J, Felde A. Teaching children with autism to tact private events based on public accompaniments. J Appl Behav Anal. 2020 Oct 12.
Читайте также:
Мази от гнойных ран с антибиотиком

Как лечить аутизм у детей

Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

Источник патологии

Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.

Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

Симптоматика заболевания

Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.

Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.

У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

Проблема диагностики

При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.
Дифференциальный подход

Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

Читайте также:
Апоневроз – что это такое и как лечить

Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.

Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

Лечебный процесс при патологии

Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.

Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

Медикаментозная помощь

Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .

Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

Автор:

Аутизм — расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений

Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово «аутизм» означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.

Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.

Простыми словами: «Аутизм — это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».

Виды расстройств аутистического спектра

На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:

Ранний детский аутизм

Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.

При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • отказ от общения с близкими;
  • тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • отказ от еды;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.

Атипичный аутизм

Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.

При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
  • средний уровень интеллекта;
  • наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
  • заторможенность речи.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.

При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:

  • низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
  • нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
  • интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.

Синдром Ретта

Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:

  • малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
  • рассредоточенность внимания;
  • возможны судорожные припадки;
  • отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.

Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий

Биологическая теория

В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Генетическая теория аутизма

Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Теория поствакцинального появления аутизма

Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.

Читайте также:
Киста на миндалине: симптомы, лечение без операции

Теория нарушения обмена веществ

Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения аутизма

В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.

Симптомы аутизма можно разделить на три группы

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отсутствие интереса к другим людям
  • отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
  • низкий уровень интереса
  • отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
  • ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
  • отсутствие реакции при обращении к нему по имени
  • отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
  • проявление сопротивления при объятьях
  • нарушения в сфере коммуникации
  • избегание контакта «глаза в глаза»
  • эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
  • могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации

Нарушение в сфере коммуникации:

  • аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
  • однообразие игр и интересов
  • присутствием навязчивых движений

«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»

Проявление нарушений действий:

  • продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
  • раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
  • отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
  • желание есть несъедобное
  • хождение на цыпочках
  • нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
  • повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
  • неприятие нового и незнакомого
  • неприятие прикосновений, объятий
  • самоповреждение
  • отсутствие ощущения опасности
  • нарушение сна
  • особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов

Лечение аутизма у ребенка

Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.

Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:

Немедицинская психотерапия

  • Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
  • Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
  • Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
  • Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
  • Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
  • Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
  • Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами. Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих. Посетить занятия с профессиональными собаками — терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.

Медикаментозная терапия

Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.

Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Основная задача медикаментозного лечения – это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.

Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:

  • Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
  • Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
  • Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
  • Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!

Диагностика РАС

На сегодняшний день не существует медицинских анализов, которые бы достоверно бы определили наличие расстройства аутистического спектра. Основная форма диагностики для выявления аутизма является интервью с родителями, а также наблюдение за поведением ребенка и особенностями его коммуникации. Помимо этого для определения вида и степени выраженности аутизма используют ряд опросников, опираясь на информацию из них можно определить наличие или отсутствие аутизма или расстройства аутистического спектра у ребенка.

Читайте также:
Как выглядит шейка матки при беременности фото

Развернутая диагностика для определения наличия и степени выраженности расстройств аутистического спектра проводится комплексом следующих мероприятий:

  • Беседа, наблюдение за ребенком;
  • Тесты, анкеты;
  • Игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • Исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

Динамическое наблюдение за поведением ребенка является основным методом диагностики аутизма. Также в дополнение к этому методу рекомендуется проведение психологического, физического и неврологического обследование.

Помните, аутизм не приговор!

В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.

Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции.

Помните, особое значение имеет психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Профессиональное сопровождение психолога поможет адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими людьми и обеспечивать свои собственные потребности.

Аутизм

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

  • Причины развития аутизма
  • Симптомы аутизма
  • Классификация аутизма
  • Диагностика аутизма
  • Лечение и прогноз при аутизме
  • Цены на лечение

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Читайте также:
Первые признаки сахарного диабета у детей, симптомы

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях (савантизм) наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Читайте также:
Кандидоз при планировании

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: